с текстом Переведите на научный язык следующий рассказ – фрагмент записных книжек знаменитого барда Юрия Визбора:
«Начальник решил искупаться в озере вместе со своими подчиненными. Раньше он всех страшно обманывал.
Он залез на большой бетонный столб в виде лотоса, который по его проекту и настоянию построили рабочие, и задумал оттуда прыгнуть. Привыкший ко всеобщему вниманию, он стал криками привлекать к себе внимание. Все на него посмотрели, и он тут как раз и прыгнул. Но вот выплыть он не мог, потому что в клочья при прыжке порвались его трусы – слишком ношеные и затертые. Начальник дошел по воде до того места, где ему было по пояс, и стал просить ра¬бочих, стоявших на берегу, чтобы они дали ему трусы, чтобы он в этих трусах мог выйти из воды и пройти до административного корпуса. Но рабочие стали с ним торговаться.
– За бутылку!
– Нет, за две, – кричит он.
– А прибавку к премии?
– Все будет.
– Нет, не «все будет», а подпишешь!
Секретари принесли ему в воду приказ по управлению. Начальник его не подписал. Тогда почти все ушли, оставив в карауле двух бригадирш. Пять часов стоял начальник в воде, стеная и моля, но не соглашаясь на прибавку. Через пять часов стемнело, все люди ушли, он выбрался на берег, нарвал осоки и, сделав из нее юбку, добежал до управления, вскочил в машину, уволил шофера и уехал на пять месяцев лечиться в Пятигорск – на всякий случай» 1
Анна была груба нравом, любила охотиться на медведей и издеваться над шутами. В её время Россия подражала немецким землям. Это не удивительно, ведь племянница Петра I по его воле с 17 лет была герцогиней Курляндии – довольно захолустного немецкого княжества. В то же время Елизавета получила придворное воспитание. Её отличали утонченные светские манеры, любовь к балам. При ней Россия в культуре и быте высших слоёв общества стала ориентироваться на Францию – лидера европейской моды того времени. Считается, что при Анне Иоанновне в России было засилье немцев во всех сферах управления. Однако Игорь Курукин в своей монографии «Бирон» убедительно показал, что при этой императрице успешно продвигались по службе и русские, предпочтения немцам не отдавалось; и подавляющее большинство немцев, получивших повышение при Анне, приехали в Россию при Петре I. Засилье немцев – миф, придуманный при Елизавете для того, чтобы оправдать дворцовый переворот.
Во внешней политике Анна выполняла традиционные для России задачи. Она посылала войска против Крымского ханства и продолжала контролировать Речь Посполитую (Россия поставила её под свой контроль ещё при Петре I). В то же время Елизавета включилась в международную европейскую политику. При ней Россия на равных с другими великим европейскими державами участвовала в Семилетней войны, в которой была среди победительниц. После этой победы Россия окончательно стала равноправным партнёром в европейской международной политики.
И Петру III, и Екатерине II хотелось быть просвещёнными монархами. Они оба родились и воспитывались в Европе и хотели сделать российское дворянство таким же свободным, как и на своей родине. Нельзя забывать, что манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» издан в 1762 году Петром III, Екатерина II лишь его подтвердила. Но Екатерина также провела целый ряд реформ в духе просвещённого абсолютизма. Они оба хотели сделать Россию сильной европейской державой. Петра III часто обвиняют в инфантильности и преклонении перед прусскими порядками. Якобы он именно по этой причине отдал Пруссии всё захваченное Россией во время Семилетней войны. Но исходя из практики международных отношений того времени Россия не могла надеяться на то, что закрепит за собой эти земли, с другой стороны, чрезмерное ослабление Пруссии нарушило бы равновесие сил в Европе, что навредило бы России. Но у Екатерины было больше времени, потому она решила восточный вопрос, присоединила Крымское ханство к России, присоединила часть Речи Посполитой, успешно участвовала в европейской международной политике.
Для обоих супругов (Петра III и Екатерина II Россия не была Родиной. Однако они не строили внешнюю политики России откровенно против родных княжеств, потому предателями Родины назвать их нельзя.
Общее
Линии сравнения
ПериодьЕ правления А. Иоанновны и Е. Петровны
Участие в войнах за наследство
При А.И. Россия участвовала в войне за польское наследство (1733-1735); При Е.П. в войне за Австрийское наследство (1740-1748)
Успешность ведения войн
При обеих императрицах Россия вела успешные военные действия против своих противников
Различия
Линии сравнения
Период правления А. Иоанновны
Период правления Е. Петровны
Войны и основные противники России
• Война за польское нас-во (1733-1735) (Польша, Франция) • Русско-турецкая война (1735-1739) (Османская империя. Крымское ханство)
• Русско-шведская война 1741-1743 (Швеция) • Война за Австрийское нас-во 17740-1748 (Франция) • Семилетняя война (Пруссия, Англия)
Результаты (итоги) войн
• 1739 г - подписание мира в Белграде. Россия вернула себе Азов • Россия успешно решила цели войны за польское нас-во.
• 1743 г - мирный договор в Або
• Семилетняя война закончилась заключением сепаратного мира с Пруссией (Россия по окончанию войны не имела никаких выгод)