Savollar: Oʻzbekistonda qazilma boyliklarning qanday turlari bor? .Eng yirik konlar qaysi viloyatlarda joylashgan? Yer osti boyliklari O'zbekiston sanoatining rivojlanishida qanday o'rin tutadi?
Эксперименты позволяют следить за жизнью как отдельных видов организмов, так и целых природных сообществ, в которые исследователями сознательно вносятся некоторые изменения. Различают природные и лабораторные эксперименты. Природный эксперимент учёные проводят в том случае, когда хотят исследовать влияние внесённых в то или иное сообщество изменений на жизнь тех или иных его обитателей. Например, в ходе природного эксперимента выясняется, как изменится численность оленей и косуль в лесу, если отстреливать каждый год некоторое количество хищников и регулярно подкармливать животных в зимнее время.
Лабораторные эксперименты учёные обычно проводят над отдельными видами. Так, исследование влияния продолжительности светового дня и спектрального состава света на продуктивность культурных растений проводится в особых установках искусственного климата – климатронах. В ходе таких экспериментов учёные-экологи определяют оптимальный набор условий, необходимых для роста и развития культурных растений и обеспечивающих их наивысшую продуктивность – прирост зелёной массы за единицу времени. Иногда объектами лабораторных экспериментов выступают целые искусственно созданные сообщества организмов. Например, в 2000 г. английские экологи вместе с архитекторами и инженерами построили биокомплекс «Эдем» (рис. 181). В нём были обеспечены условия влажного тропического леса и субтропиков. В специально подобранную почву высадили тропические и субтропические растения, затем поселили типичных для этих природных сообществ птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых и др.
Для решения теоретических и прикладных задач разных отраслей экологии учёные используют различные научные методы исследования:
• метод наблюдения. Дает возможность анализировать и описывать биологические явления. Для того, чтобы выяснить сущность явления, необходимо прежде всего собрать фактический материал и описать его. Этот метод широко распространен в зоологии, ботанике, экологии;
• сравнительный метод. Позволяет через сопоставление изучать сходство и различие организмов и их частей. На его принципах основана систематика, создана клеточная теория;
• исторический метод. Выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функции;
• экспериментальный метод. Связан с созданием ситуации, которая помогает исследовать свойства и явления живой природы. Этот метод позволяет изучить явления изолированно и добиваться их повторяемости при воспроизведении экспериментальных условий. Эксперимент обеспечивает более глубокое по сравнению с другими методами проникновение в сущность явления;
• моделирование. Представляет собой метод изучения явления или процесса через воспроизведение его самого или его существенных свойств в виде модели.
Лабораторные эксперименты учёные обычно проводят над отдельными видами. Так, исследование влияния продолжительности светового дня и спектрального состава света на продуктивность культурных растений проводится в особых установках искусственного климата – климатронах. В ходе таких экспериментов учёные-экологи определяют оптимальный набор условий, необходимых для роста и развития культурных растений и обеспечивающих их наивысшую продуктивность – прирост зелёной массы за единицу времени. Иногда объектами лабораторных экспериментов выступают целые искусственно созданные сообщества организмов. Например, в 2000 г. английские экологи вместе с архитекторами и инженерами построили биокомплекс «Эдем» (рис. 181). В нём были обеспечены условия влажного тропического леса и субтропиков. В специально подобранную почву высадили тропические и субтропические растения, затем поселили типичных для этих природных сообществ птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых и др.
• метод наблюдения. Дает возможность анализировать и описывать биологические явления. Для того, чтобы выяснить сущность явления, необходимо прежде всего собрать фактический материал и описать его. Этот метод широко распространен в зоологии, ботанике, экологии;
• сравнительный метод. Позволяет через сопоставление изучать сходство и различие организмов и их частей. На его принципах основана систематика, создана клеточная теория;
• исторический метод. Выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функции;
• экспериментальный метод. Связан с созданием ситуации, которая помогает исследовать свойства и явления живой природы. Этот метод позволяет изучить явления изолированно и добиваться их повторяемости при воспроизведении экспериментальных условий. Эксперимент обеспечивает более глубокое по сравнению с другими методами проникновение в сущность явления;
• моделирование. Представляет собой метод изучения явления или процесса через воспроизведение его самого или его существенных свойств в виде модели.