сделать тест : Прыкладныя дыягнастычныя заданні
па вучэбным прадмеце «Беларуская літаратура» для 10 класа
1. Узгадайце аповесць Івана Шамякіна “Непаўторная вясна”. Ніжэй напішыце літары тых сцверджанняў, якія адносяцца да гэтага твора. Напрыклад, Правільныя сцверджанні: А, В, Е.
А) Гэты твор мае аўтабіяграфічны характар. Дзеянне аповесці адбываецца ў 1939 – 1940 гг.
Б) Дзеянне твора адбываецца ў гады Вялікай Айчыннай вайны. Асобныя старонкі апісваюць падзеі 1930-х гадоў.
В) І. Шамякін вельмі добра перадае ідылію ў адносінах паміж Пятром і Сашай. У аповесці паказваецца нарастанне кахання паміж імі, аўтар пазбягае адлюстравання складанасцяў і пераломаў пачуццяў маладых.
Г) Пісьменнік адлюстроўвае багатую палітру пачуццяў галоўных герояў – Пятра і Сашы: рэўнасць, недавер, пяшчота і інш.
Д) Героі аповесці – звычайныя людзі, не пазбаўленыя недахопаў.
Е) У аповесці паказаны ідэальныя людзі, на якіх трэба арыентавацца ўсім.
Ё) Твор мае ярка выражаны лірычны пачатак, што выцякае як з яго асноўнай тэмы, прысвячэння, вобразнай сістэмы.
Ж) У творы шмат старонак прысвечана адлюстраванню праблемы аховы жывёл.
Правільныя сцверджанні:
2. Узгадайце апавяданне Янкі Брыля “Memento mori”. Выберыце і абвядзіце правільныя адказы.
І. Як перакладаецца назва апавядання з лацінскай мовы?
А) памятай пра смерць
Б) памяць не адбярэш
В) імгненная смерць
Г) больш памяці
ІІ. Які момант у апавяданні з’яўляецца кульмінацыйным?
А) успамін пра зробленую печ
Б) карнікі зганяюць вяскоўцаў у адрыну
В) выбух фашысцкага эшалона
Г) дыялог старога печніка з зондэрфюрэрам
ІІІ. Якая ідэя апавядання?
А) чалавек не вечны ў гэтым свеце
Б) чалавек у любых абставінах павінен заставацца маральнай асобай
В) памяць захоўвае самыя трагічныя эпізоды жыцця
Г) чалавек заўсёды хоча здзейсніць подзвіг
3. Узгадайце вершы Яўгеніі Янішчыц “Ты пакліч мяне. Пазаві…”, “Чаму ніколі не баюся я…”, “Не воблака, а проста аблачынка…”, “Любоў мая…”. Дапоўніце пачатыя фразы.
А) Паводле верша “Ты пакліч мяне. Пазаві…” усё пачынаецца з .
Б) Лірычны герой верша “Чаму ніколі не баюся я…” адухоўлены ідэяй сваёй еднасці з .
В) Лірычным героем верша “Не воблака, а проста аблачынка…” з’яўляецца .
Г) Верш “Любоў мая” адносіцца да лірыкі.
5. Запішыце, які з герояў арвесці “Дзікае паляванне караля Стаха” Уладзіміра Караткевіча вам найбольш запомніўся. Ахарактарызуйце яго паводзіны.
Ольга Матвеевна Авилова (10 сентября 1918, г. Бежица, ныне в черте Брянска, — 27 декабря 2009, Киев[1]) — советский и украинский хирург, учёный-медик в области торакальной хирургии и пульмонологии, педагог, доктор медицинских наук (1974), профессор (1975), заведующая кафедрой торакальной хирургии и пульмонологии Киевского медицинского института усовершенствования врачей (1975–1988)[2]. Лауреат Государственной премии СССР (1974)[3], заслуженный деятель науки УССР (1982). Заслуженный врач УССР (1962).
«философия, как мудрость моей жизни..» если задуматься, подумать, осмыслить.. как ни странно, на ум ничего приличного не приходит. начинаешь думать обо всякой ерунде, на важную для тебя тему в голову не приходит ничего, кроме «да ничего, можно сделать и завтра! », «иди отдохни, подумай, потом напишешь! ». и заснула в раздумьях. вот так я мучилась почти месяц, размышляла, обдумывала, взвешивала, анализировала…. пришла к горькому выводу – философии во мне нет. точнее, не во мне, а в моей жизни она отсутствует. может быть, я и не права…. либо это возрастное, приходящее с осмыслением своего существования, цели своего бытия в этом мире, с появлением и осознанием ценностей, моральных и нравственных. либо эта самая философия затаилась где-то в недрах моего сознания. хотя, говорят, что возраст уже тот, пришло время задуматься, я не считаю, что это так. но если посмотреть с другой стороны: когда размышлять и осмысливать? когда буду седой, старой бабулькой, вяжущей своим бесчисленным внукам носки на скамейке возле подъезда, параллельно новую серию очередной мыльной оперы и при этом всём думая, как я прожила жизнь, что сделала плохого, что хорошего, кто пострадал из-за меня, кому я причинила боль. ну раз уж на то пошло, то задуматься нужно сейчас. это не вынужденная мера, ни в коем случае. это то, что стало мне интересно сегодня: пролистать книгу своих прожитых 18 с половиной лет, вспомнить всё, посмеяться, поплакать, , но не вдаваясь в недра воспоминаний, а лишь слегка черпнув из этого жизненного колодца пару десятков воспоминаний буквально на пару часов. итак, можно начать…. период первый. детсад + начальная школа. в этот период меня во многом обделил мой ужасный характер, детское непослушание. я не была записана туда, куда мама спала и видела меня отдать: скрипка, у-шу, рисование, бассейн и всё в этом русле – те секции куда родители заталкивают своих детей против их воли. а я в принципе ничего не потеряла, не стремилась к этому. музыка – однозначно не моё (медведь неплохо постарался), единоборства – ещё не поздно всё исправить, бассейн – позор на весь союз, я не умею плавать но не беда-и эта погрешность исправима. характер с тех пор мало изменился – всё тот же непослушный ребенок, который всё делает по-своему и на мнение отдельных людей ему глубоко наплевать. период второй. 4ый – 9ый класс. ах, как это всё было чудесно. тогда были способности к иностранным языкам, аккордеон, который я вытерпела полгода, шорт-трек, из которого я ушла, так и не став звездой льда (а , постарше меня, с которыми я занималась, связали с этим жизнь и привозят из зарубежных соревнований призовые места), «наклонности»-стихи от зубов, сочинения на 5/5, проверка тетрадей одноклассников на предмет ошибок, бадминтон, волейбол – самый долгий период моей связи со спортом. ровно 6 лет ему отдала, но мало чему научилась. а всё эта паршивая лень-матушка. или просто это было «не моё»? хотя, моё, зря я . о, аллах, эти годы были по-своему чудесны…. новые знакомства, первые мальчики, первая любовь. тогда я думала, что мои друзья – самые-самые лучшие, они всегда будут рядом, и выслушают. как оказалось, я во всём …. стоило уйти из школы, как та, компанейская дружба, рассыпалась на кусочки. наверное потому, что я захотела начать новую жизнь, без старых связей, без той наигранности со стороны лжедрузей. потому что начала соображать, умнеть, знать больше того, что нужно.