По мнению писателя, источником внутреннего разделения русского народа стали реформы Петра I. Они «европеизировали» только дворянство, так и не изменив полностью его мышление на новый, европейский лад, но оторвав от своей исконной «почвы». Именно тогда дворянство стало носителем образованности и культуры, а простой народ сохранил традиционные ценности и «сердечную» веру во Христа, которая, наряду с самопожертвованием, является главной чертой русского национального характера. Достоевский считал, что религиозность русского народа естественна и непроизвольна, как дыхание. Также он полагал, что суть народной жизни в смирении и сострадании, что христианские ценности и моральное совершенствование каждого человека откроют путь к всемирному духовному братству, к построению общества нового типа.
По мнению писателя, дворянство и интеллигенция должны вернуться к «почве», принять исконные моральные ценности и, в свою очередь, поделиться с народом знаниями, приобщить к мировой культуре. В результате взаимного обогащения сотрутся сословные различия.
В отличие от западников Достоевский утверждал уникальность пути России. Он считал, что если Россия объединится, если откажется от политической борьбы, то сможет избежать революций и капитализма, т.е. европейского пути развития.
В отличие от славянофилов Достоевский считал, что русскому народу необходимо обогатиться знаниями и приобщиться к мировой культуре посредством европеизированного русского дворянства и интеллигенции. К славянофильству взгляды Достоевского были .значительно ближе, чем к западничеству. Ведь писатель утверждал, что русская религиозность и духовность станут основой построения новой мировой гармонии. Он верил в то, что русскому народу суждена великая миссия.
Причины, вызвавшие формирование «почвеннической» теории Достоевского, были следующими. На каторге писатель увидел, что дворян, интеллигенцию и крестьянство разделяет пропасть. Федор Михайлович стал размышлять, в силу каких причин мог произойти такой разрыв, разделение внутри одной нации. Так он пришел к выводу, что начало разделения русского народа — в эпохе преобразований Петра I.
По мнению писателя, дворянство и интеллигенция должны вернуться к «почве», принять исконные моральные ценности и, в свою очередь, поделиться с народом знаниями, приобщить к мировой культуре. В результате взаимного обогащения сотрутся сословные различия.
В отличие от западников Достоевский утверждал уникальность пути России. Он считал, что если Россия объединится, если откажется от политической борьбы, то сможет избежать революций и капитализма, т.е. европейского пути развития.
В отличие от славянофилов Достоевский считал, что русскому народу необходимо обогатиться знаниями и приобщиться к мировой культуре посредством европеизированного русского дворянства и интеллигенции. К славянофильству взгляды Достоевского были .значительно ближе, чем к западничеству. Ведь писатель утверждал, что русская религиозность и духовность станут основой построения новой мировой гармонии. Он верил в то, что русскому народу суждена великая миссия.
Причины, вызвавшие формирование «почвеннической» теории Достоевского, были следующими. На каторге писатель увидел, что дворян, интеллигенцию и крестьянство разделяет пропасть. Федор Михайлович стал размышлять, в силу каких причин мог произойти такой разрыв, разделение внутри одной нации. Так он пришел к выводу, что начало разделения русского народа — в эпохе преобразований Петра I.