Первая половина XIX в. — время подъема русской культуры, ее «золотой век». В это время закладывались основы отечественного университетского и гимназического образования, мировую известность получили открытия российских ученых. Развитие литературы и искусства было отмечено именами выдающихся писателей, художников, архитекторов, скульпторов, ярко отразивших характерные черты своего времени. Не только Россия знакомилась с шедеврами западноевропейского искусства, но и Запад приобщался к достижениям самобытной русской культуры.
Расцвет русской культуры XIX в. был обусловлен всем предшествующим развитием страны.
Большое воздействие на развитие культуры оказало и участие России в борьбе с наполеоновской Францией, и победа в Отечественной войне 1812 г. В стране наблюдался рост национального самосознания. Критическое отношение к существующему в стране положению стимулировало постановку острых вопросов в произведениях искусства и литературы.
Государство играло противоречивую роль в развитии культуры: с одной стороны, способствовало созданию образовательных учреждений, обеспечивало финансирование. С другой — стремилось направлять культуру в нужное ему идейное русло. Однако правительству не удавалось в полной мере контролировать культурную жизнь страны.
Причины:
- предыдущий период развития культуры;
- господство в Европе романтизма, который намеренно обращался к национальным традициям;
- патриатический подъём, вызванный победой в Наполеоновских войнах;
- плеяда талантливых деятелей искусства, живших именно в то время.
Расцвет русской культуры XIX в. был обусловлен всем предшествующим развитием страны.
Большое воздействие на развитие культуры оказало и участие России в борьбе с наполеоновской Францией, и победа в Отечественной войне 1812 г. В стране наблюдался рост национального самосознания. Критическое отношение к существующему в стране положению стимулировало постановку острых вопросов в произведениях искусства и литературы.
Государство играло противоречивую роль в развитии культуры: с одной стороны, способствовало созданию образовательных учреждений, обеспечивало финансирование. С другой — стремилось направлять культуру в нужное ему идейное русло. Однако правительству не удавалось в полной мере контролировать культурную жизнь страны.
- предыдущий период развития культуры;
- господство в Европе романтизма, который намеренно обращался к национальным традициям;
- патриатический подъём, вызванный победой в Наполеоновских войнах;
- плеяда талантливых деятелей искусства, живших именно в то время.