Ситуация
Садитесь и раскройте букварь на той странице, где буква
«Я»! И дети читают рассказ о том, как маленький Паата, выучив все
буквы, приходит домой радостный и предлагает бабушке: « Хочешь, я научу
тебя читать? Это совсем А теперь на следующей странице прочтите другой рассказ!
— Страниц больше нет!
— Как нет?
— Мы закончили книгу!
— Совсем закончили!..
— Тогда закройте учебник... И давайте поговорим: чему он вас научил?
— Он научил чтению и письму!
— Научил родному языку... Как правильно говорить! Дал знания!
— Учил нас быть добрыми, уметь дружить!
— Любить читать... Любить книгу!
— Уважать родителей!
— Быть вежливыми!
— В нем много смешных и веселых рисунков!
— Еще там ребусы, кроссворды, скороговорки!
— Я очень люблю эту книгу! Когда вы разрешили брать ее домой, я клала
ее под подушку, и она спала вместе со мной!
—А я всем показывал, и соседям тоже!
— А теперь опустите головы на парты! Закройте глаза! — учитель
понижает голос. — Я чувствую, вы полюбили вашу первую книгу, правда?
— Да, — шепчут дети.
— И вам, наверное, хочется сказать ей добрые слова благодарности?
— Да, — шепчут дети.
— Так подумайте, какими словами вы бы выразили свою ей
благодарность.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации?
2. Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент?
3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации
педагогического взаимодействия на уроке?
4. О каких особенностях педагогической деятельности учителя говорит эта
ситуация?
- Побудить детей к чтению и развитию языковых навыков.
- Показать детям, что учебник не только учит новым знаниям, но и воспитывает в них положительные качества.
- Закрепить понимание детей о ценности учебной литературы и ее важности для личностного развития.
2. Данный фрагмент демонстрирует применение концепции коммуникативного подхода к обучению. В этом фрагменте учитель стимулирует ребят на активное участие в диалоге, что способствует развитию не только языковых, но и коммуникативных навыков.
3. Закономерности, соблюденные педагогом в организации педагогического взаимодействия на уроке:
- Учитель использует вопросы и диалоговый метод, что помогает детям активно включаться в обсуждение и выражать свои мысли.
- Ответы детей приветствуются и ценятся, что создает положительную атмосферу и мотивирование к дальнейшей активности.
- Учитель учитывает эмоциональную сторону учебного процесса, стимулирует детей выразить свои чувства и эмоции по отношению к учебнику.
4. Эта ситуация говорит о таких особенностях педагогической деятельности учителя, как:
- Умение создать положительную эмоциональную атмосферу в классе, что способствует формированию доверительных отношений между учителем и учениками.
- Нацеленность на развитие личности ученика, не только в области знаний, но и в развитии таких качеств, как дружба, вежливость и умение быть добрым.
- Учитель активно использует средства коммуникации, чтобы вовлечь каждого ученика в обсуждение темы и пробудить интерес к учебному процессу.
Данный урок демонстрирует, что учитель не только научил детей читать и писать, но и развил в них ценные качества и эмоциональное отношение к учебной литературе. Такой подход помогает формированию полноценной личности и дальнейшей мотивации к обучению.