Вестминстерское аббатство или, как правильно, церковь Святого Петра в Вестминстере – большой церковный католический комплекс в центре Лондона, который выполняет как церемониальную функцию, так и является популярнейшей исторической достопримечательностью.
К южной стене церкви примыкает квадрат из четырех галерей, называемых также клуатрами. Сегодня они выглядят как открытые галереи, но раньше именно тут проходила жизнь монахов – галереи были застеклены, отапливались. Монахи в них учились, принимали пищу, молились и даже стирали свои вещи.
История монастыря насчитывает более 1000 лет, при этом она использовалась как королевская усыпальница, место коронаций и бракосочетаний монархов – эта роль сохранена по сей день. При этом аббатство может посетить каждый желающий как для экскурсионного осмотра достопримечательности, так и ради присутствия на церковных службах. Но в последнее время баланс очень сильно сместился в сторону привлечения туристов, так что сегодня Вестминстерское аббатство это, в первую очередь, достопримечательность, а уже потом – католическая церковь.
Официальной датой постройки храма считается 960 год, но он мог быть построен и позже, хотя не позднее 970-х. Основателем выступил епископ Дунстан, приближенный короля Эдгара, который выделил аббатство в пользование монахам-бенедиктинцам. Ряд исследователей считает, что церковь на этом месте существовала еще с VII века, а в 960 году ее лишь расширили или перестроили.
В XVI веке аббатство было очень прибыльным, но к середине века начались проблемы. Во-первых, при Генрихе VIII начались гонения на англиканскую церковь, но он же своим указом и сохранил аббатство, дав ему статус собора. Во-вторых, уже после этого, в 50-х годах XVI века, деньги, которые получало аббатство, направлялись в казну Собора святого Павла, что привело к некоторому упадку церкви. В следующие года того же века статус аббатства изменился. Мария I восстановила бенедиктинский монастырь, но уже вскоре Елизавета I снова перевела его в статус церкви, которая подчинена непосредственно монарху. Сейчас этот статус за Вестминстерским аббатством сохраняется. Также церковь пострадала в XVII веке, когда на нее нападали иконоборцы. Но тогда королевское вмешательство позволило защитить аббатство от уничтожения и разграбления.
Свою важную роль в жизни правителей Вестминстерское аббатство получило в 1042 году, когда Эдуард Исповедник распорядился основать церковь для собственного будущего погребения и отправления обрядов. За основу взяли здание аббатства, которое находилось в непосредственной близости от Вестминстерского дворца, в котором тогда жил король. Новое церковное здание было достроено лишь в 1090 году, но Эдуард был похоронен в уже освященном недостроенном аббатстве в 1065 году. Точно неизвестно, но вполне вероятно, что в 1066 году Гарольд II уже короновался в Вестминстерском аббатстве. Но абсолютно точно традицию принимать английскую корону в Вестминстерском аббатстве основал Вильгельм I Завоеватель, который в том же 1066 году, победив Гарольда, сел на престол.
Естествознание «века гениев», как иногда называют xvii век, достигло своего завершения в научном творчестве исаака ньютона (1643—1727). жизнь, отданная науке. воспитанник колледжа троицы кембриджского университета, занимавший там - кафедру более тридцати лет, холостяк, ньютон полностью отдал себя науке.
правда, его отнюдь нельзя назвать энциклопедистом. хотя времена леонардо да винчи с его потрясающей широтой интересов и деятельности прошли, в xvii в., несмотря на углублявшуюся специализацию знаний и наук, энциклопедисты еще были. лучшим примером того служит лейбниц (о нем ниже). однако сужение научных интересов ньютона во многом объяснялось у него напряжением и глубиной гения, равного которому не знала предшеству-ющая естествознания. основные направления его исследований — оптика, механика, астрономия, объединявшиеся у него — уже на основе — в единую науку, которую он вместе со своим веком именовал «натуральной философией» (philosophia naturalis).
даже по сравнению с галилеем и декартом ньютон демонстрировал исключительный дар прирожденного экспериментатора, умевшего ставить природе проникновенные вопросы, превратившего эксперимент в главное средство ее целеустремленного исследования. при этом от названных великих естествоиспытателей ньютон отличался умением точного осмысления проводимых экспериментов. уже в своих ранних «лекциях по оптике» (впервые читанных в названном колледже в 1669—1671 гг.) ньютон подчеркнул, что владение знанием — первое условие для всякого, кто хочет достичь сколько-нибудь значимого успеха в любом разделе «натуральной философии», будь то оптика, механика, астрономия, или мореплавание. сам ученый в процессе своих изысканий сделал эпохальное открытие дифференциального и интегрального исчисления. исследования в оптике ньютона к открытию дисперсии света (его различной преломляемости), без чего не был бы возможен такой значительный практический результат, как конструирование отражательного телескопа, дававшего значительно большее увеличение, чем телескоп галилея. этот научный подвиг сделал
ньютона (1672) членом лондонского королевского общества. открытие дисперсии имело и огромное мировоззренческое значение. веками и тысячелетиями бесчисленное множество людей воспринимало свет и тьму как естественные, всегда наличные природные противоположности. множество философов античности (особенно принадлежавших к платоновско-неоплатонической линии) трактовали свет как едва ли не главную мировую субстанцию. света, как мы видели, играла первостепенную роль в ренессансной натурфилософии (особенно у патрици). даже декарт первую часть задуманного им естественно-научного сочинения «мир» (так и не осуществленного) назвал «трактат о свете». казалось, что нет более простой и устойчивой мировой субстанции, чем «белый свет». что же касается многих других цветов, то к аристотелю восходила идея, согласно которой каждый из них представляет определенное сочетание белого и черного цветов. теперь же опыты ньютона с преломлением цветов через призму неопровержимо убедили в сложности белой окраски света. белизна оказалась не первоначальной и простой, а составной от красного, желтого, синего, фиолетового и других цветовых оттенков.
еще большее научное и философское значение имели осмысление и формулировка ньютоном принципов нату-ральной философии, в которых он обобщил открытия коперника, галилея, кеплера, декарта. итогом этой грандиозной научной работы стали знаменитые « начала натуральной философии» (лондон, 1687, на лат. которые нередко называют самым произведением за всю естествознания. весьма показателен сам этот заголовок. учебник своей философии, большая часть которого трактовала вопросы , декарт назвал «начала философии». добавив теперь два ограничительных слова в этот картезианский заголовок, ньютон очертил тем самым предмет «натуральной философии». за таким изменением скрывались принципиальные отличия ньютонианской от картезианской, которые будут ясны нам из дальнейшего. достигнув в названном произведении наивысших научных результатов, не прекращая других исследований (в частности, в области ) и в дальнейшем, автор «начал» в последующие десятилетия больше отдавался деятельности практического свойства. так, в 1695 г. он был назначен смотрителем, а с 1699 г.— директором лондонско- го монетного двора. с 1703 г. и до конца жизни ньютон — президент лондонского королевского общества. некоторое время он был и депутатом парламента
Вестминстерское аббатство или, как правильно, церковь Святого Петра в Вестминстере – большой церковный католический комплекс в центре Лондона, который выполняет как церемониальную функцию, так и является популярнейшей исторической достопримечательностью.
К южной стене церкви примыкает квадрат из четырех галерей, называемых также клуатрами. Сегодня они выглядят как открытые галереи, но раньше именно тут проходила жизнь монахов – галереи были застеклены, отапливались. Монахи в них учились, принимали пищу, молились и даже стирали свои вещи.
История монастыря насчитывает более 1000 лет, при этом она использовалась как королевская усыпальница, место коронаций и бракосочетаний монархов – эта роль сохранена по сей день. При этом аббатство может посетить каждый желающий как для экскурсионного осмотра достопримечательности, так и ради присутствия на церковных службах. Но в последнее время баланс очень сильно сместился в сторону привлечения туристов, так что сегодня Вестминстерское аббатство это, в первую очередь, достопримечательность, а уже потом – католическая церковь.
Официальной датой постройки храма считается 960 год, но он мог быть построен и позже, хотя не позднее 970-х. Основателем выступил епископ Дунстан, приближенный короля Эдгара, который выделил аббатство в пользование монахам-бенедиктинцам. Ряд исследователей считает, что церковь на этом месте существовала еще с VII века, а в 960 году ее лишь расширили или перестроили.
В XVI веке аббатство было очень прибыльным, но к середине века начались проблемы. Во-первых, при Генрихе VIII начались гонения на англиканскую церковь, но он же своим указом и сохранил аббатство, дав ему статус собора. Во-вторых, уже после этого, в 50-х годах XVI века, деньги, которые получало аббатство, направлялись в казну Собора святого Павла, что привело к некоторому упадку церкви. В следующие года того же века статус аббатства изменился. Мария I восстановила бенедиктинский монастырь, но уже вскоре Елизавета I снова перевела его в статус церкви, которая подчинена непосредственно монарху. Сейчас этот статус за Вестминстерским аббатством сохраняется. Также церковь пострадала в XVII веке, когда на нее нападали иконоборцы. Но тогда королевское вмешательство позволило защитить аббатство от уничтожения и разграбления.
Свою важную роль в жизни правителей Вестминстерское аббатство получило в 1042 году, когда Эдуард Исповедник распорядился основать церковь для собственного будущего погребения и отправления обрядов. За основу взяли здание аббатства, которое находилось в непосредственной близости от Вестминстерского дворца, в котором тогда жил король. Новое церковное здание было достроено лишь в 1090 году, но Эдуард был похоронен в уже освященном недостроенном аббатстве в 1065 году. Точно неизвестно, но вполне вероятно, что в 1066 году Гарольд II уже короновался в Вестминстерском аббатстве. Но абсолютно точно традицию принимать английскую корону в Вестминстерском аббатстве основал Вильгельм I Завоеватель, который в том же 1066 году, победив Гарольда, сел на престол.
жизнь, отданная науке. воспитанник колледжа троицы кембриджского университета, занимавший там - кафедру более тридцати лет, холостяк, ньютон полностью отдал себя науке.
правда, его отнюдь нельзя назвать энциклопедистом. хотя времена леонардо да винчи с его потрясающей широтой интересов и деятельности прошли, в xvii в., несмотря на углублявшуюся специализацию знаний и наук, энциклопедисты еще были. лучшим примером того служит лейбниц (о нем ниже). однако сужение научных интересов ньютона во многом объяснялось у него напряжением и глубиной гения, равного которому не знала предшеству-ющая естествознания. основные направления его исследований — оптика, механика, астрономия, объединявшиеся у него — уже на основе — в единую науку, которую он вместе со своим веком именовал «натуральной философией» (philosophia naturalis).
даже по сравнению с галилеем и декартом ньютон демонстрировал исключительный дар прирожденного экспериментатора, умевшего ставить природе проникновенные вопросы, превратившего эксперимент в главное средство ее целеустремленного исследования. при этом от названных великих естествоиспытателей ньютон отличался умением точного осмысления проводимых экспериментов. уже в своих ранних «лекциях по оптике» (впервые читанных в названном колледже в 1669—1671 гг.) ньютон подчеркнул, что владение знанием — первое условие для всякого, кто хочет достичь сколько-нибудь значимого успеха в любом разделе «натуральной философии», будь то оптика, механика, астрономия, или мореплавание. сам ученый в процессе своих изысканий сделал эпохальное открытие дифференциального и интегрального исчисления. исследования в оптике ньютона к открытию дисперсии света (его различной преломляемости), без чего не был бы возможен такой значительный практический результат, как конструирование отражательного телескопа, дававшего значительно большее увеличение, чем телескоп галилея. этот научный подвиг сделал
ньютона (1672) членом лондонского королевского общества.
открытие дисперсии имело и огромное мировоззренческое значение. веками и тысячелетиями бесчисленное множество людей воспринимало свет и тьму как естественные, всегда наличные природные противоположности. множество философов античности (особенно принадлежавших к платоновско-неоплатонической линии) трактовали свет как едва ли не главную мировую субстанцию. света, как мы видели, играла первостепенную роль в ренессансной натурфилософии (особенно у патрици). даже декарт первую часть задуманного им естественно-научного сочинения «мир» (так и не осуществленного) назвал «трактат о свете». казалось, что нет более простой и устойчивой мировой субстанции, чем «белый свет». что же касается многих других цветов, то к аристотелю восходила идея, согласно которой каждый из них представляет определенное сочетание белого и черного цветов. теперь же опыты ньютона с преломлением цветов через призму неопровержимо убедили в сложности белой окраски света. белизна оказалась не первоначальной и простой, а составной от красного, желтого, синего, фиолетового и других цветовых оттенков.
еще большее научное и философское значение имели осмысление и формулировка ньютоном принципов нату-ральной философии, в которых он обобщил открытия коперника, галилея, кеплера, декарта. итогом этой грандиозной научной работы стали знаменитые « начала натуральной философии» (лондон, 1687, на лат. которые нередко называют самым произведением за всю естествознания. весьма показателен сам этот заголовок. учебник своей философии, большая часть которого трактовала вопросы , декарт назвал «начала философии». добавив теперь два ограничительных слова в этот картезианский заголовок, ньютон очертил тем самым предмет «натуральной философии». за таким изменением скрывались принципиальные отличия ньютонианской от картезианской, которые будут ясны нам из дальнейшего.
достигнув в названном произведении наивысших научных результатов, не прекращая других исследований (в частности, в области ) и в дальнейшем, автор «начал» в последующие десятилетия больше отдавался деятельности практического свойства. так, в 1695 г. он был назначен смотрителем, а с 1699 г.— директором лондонско- го монетного двора. с 1703 г. и до конца жизни ньютон — президент лондонского королевского общества. некоторое время он был и депутатом парламента