А.С. Пушкин — трагедия «Скупой рыцарь». В этом произведении А.С. Пушкин исследует разрушительное влияние богатства на душу человека. Герой трагедии, барон, подвержен одной всепоглощающей страсти—любви к золоту, накопительству. Как отмечали критики, золото безраздельно властвует в этой пьесе. Деньги создают для героя иллюзию власти, барону кажется, что он может управлять миром, людьми, природой. Однако в действительности герой является не властелином, а жалким рабом своей болезненной страсти. Личность его разрушается: он ненавидит своего сына Альбера, считая, что тот со временем промотает его богатство; содержит его в нищете, подозревает в коварных замыслах. Барон бросает сыну вызов, и тот принимает его. «Ужасный век! ужасные сердца!» — восклицает герцог, ставший свидетелем этой сцены. За все это барон жестоко наказан: в финале он внезапно умирает. Таким образом, по мысли поэта, страсть к богатству затмевает человеческий разум, она не способна дать человеку счастья, напротив, губительно действует на душу, ум, характер.
А.Н. Островский — психологическая драма «Бесприданница». Мотив власти денег является ведущим в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Драматург изображает жизнь, где нормальные человеческие отношения заражены атмосферой купли-продажи. Так, практически в начале пьесы мы слышим признание Паратова: «Что такое «жалость», — этого я не знаю. У меня, МокийПарменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И действительно, Паратов затем продает не только свой пароход, но и себя самого — находит невесту, в приданое за которой дают золотые прииски. Мотив торговли, проходящий через всю пьесу, концентрируется в главном сюжетном действии — торге за Ларису, в котором участвуют практически все герои. Любовь для героини оборачивается жестоким разочарованием: она понимает, что она тоже вещь, которую можно продать. И только смерть освобождает ее от пошлого житейского опыта, от горького разочарования. В этот момент она словно возвращается к естественной красоте своей тонкой, одаренной натуры. Таким образом, жалость, любовь, порядочность, вер-ность — все это недоступно людям, поглощенным лишь жаждой наживы и обогащения.
А.П. Чехов — рассказ «Ионыч». В этом рассказе А. П. Чехов представляет нам историю человека, избравшего путь материального обогащения. В начале повествования Дмитрий Старцев предстает перед нами приятным, образованным человеком, отличным доктором. Мы слышим из его уст речи о том, что «нужно трудиться», что «без труда жить нельзя...». Сам герой работает постоянно, каждый день. Однако в чем же смысл этого труда? Автор замечает, что вся деятельность Старцева имеет своей целью лишь одно — «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой». Жизнь его не одухотворена какой-либо благородной целью, не наполнена любовью, духовное развитие его остановилось. Все это приводитгероя к полной нравственной деградации. Оказавшись во власти денег, всего за несколько лет Ионыч оказывается полностью побежденным той обывательской средой, которую он так презирал в молодости. И теперь он становится «своим» для этой среды, не размышляет уже о смысле жизни, о цели своего труда. «Кажется, что едет не человек, а языческий бог», — говорит о нем автор. Таким образом, Чехов говорит нам в этом рассказе о том, что власть денег и пошлая, обывательская среда способны загубить человеческую душу, талант, предназначение.
А.Н. Островский — психологическая драма «Бесприданница». Мотив власти денег является ведущим в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Драматург изображает жизнь, где нормальные человеческие отношения заражены атмосферой купли-продажи. Так, практически в начале пьесы мы слышим признание Паратова: «Что такое «жалость», — этого я не знаю. У меня, МокийПарменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И действительно, Паратов затем продает не только свой пароход, но и себя самого — находит невесту, в приданое за которой дают золотые прииски. Мотив торговли, проходящий через всю пьесу, концентрируется в главном сюжетном действии — торге за Ларису, в котором участвуют практически все герои. Любовь для героини оборачивается жестоким разочарованием: она понимает, что она тоже вещь, которую можно продать. И только смерть освобождает ее от пошлого житейского опыта, от горького разочарования. В этот момент она словно возвращается к естественной красоте своей тонкой, одаренной натуры. Таким образом, жалость, любовь, порядочность, вер-ность — все это недоступно людям, поглощенным лишь жаждой наживы и обогащения.
А.П. Чехов — рассказ «Ионыч». В этом рассказе А. П. Чехов представляет нам историю человека, избравшего путь материального обогащения. В начале повествования Дмитрий Старцев предстает перед нами приятным, образованным человеком, отличным доктором. Мы слышим из его уст речи о том, что «нужно трудиться», что «без труда жить нельзя...». Сам герой работает постоянно, каждый день. Однако в чем же смысл этого труда? Автор замечает, что вся деятельность Старцева имеет своей целью лишь одно — «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой». Жизнь его не одухотворена какой-либо благородной целью, не наполнена любовью, духовное развитие его остановилось. Все это приводитгероя к полной нравственной деградации. Оказавшись во власти денег, всего за несколько лет Ионыч оказывается полностью побежденным той обывательской средой, которую он так презирал в молодости. И теперь он становится «своим» для этой среды, не размышляет уже о смысле жизни, о цели своего труда. «Кажется, что едет не человек, а языческий бог», — говорит о нем автор. Таким образом, Чехов говорит нам в этом рассказе о том, что власть денег и пошлая, обывательская среда способны загубить человеческую душу, талант, предназначение.