На территории города в разных местах открыты неолитические поселения, которые получили эпонимные названия Старый Крым, Бакаташ, Изюмовка в 1930 г.[8]; Старый Крым I (1975), II (2004)[9]. В центре города при земляных работах выявлена античная керамика IV в. до н. э. — III в. н. э.[10][цитата не приведена 1023 дня] Эти слои перекрыты наслоениями средневекового города и отчасти разрушены. Почётная надпись 222 г. н. э. на древнегреческом языке, найденная в 1895 году в Старом Крыму, является свидетельством гораздо большего возраста города, чем это принято считать[11][цитата не приведена 1023 дня]. В XI веке, здесь начали селиться армяне, а уже в XIV веке был крупным торговым центром с большой армянской колонией и татарской властью. Согласно А. Л. Якобсону и B. А. Микаеляну, топоним Солхат (старое название города) является армянским и происходит от армянского словосочетания сурб хач т.е ‘святой крест’. Название город получил от построенного близ поселения монастыря Сурб-Хач[12]. По словам Филиппа Куртина (Университет Джонса Хопкинса) в XIV—XV веках армяне играли важную роль в торговой жизни региона. Крымские армяне не только везли товары на родину; они также управляли караванами еще дальше на запад через современную Румынию и Польшу и далее в Нюрнберг в Германии и Брюгге в Нидерландах. Их колонии в Крыму были настолько велики, что генуэзцы иногда называли Крым Armenia maritima[13]. Как отмечает «Географическо-статистический словарь Российской империи», большинство населения города составляли армяне. В 1863 году поселение насчитывало 1085 жителя, из которых: 471 последователей армянской церкви; 464 русско-православной; 8 протестантов и 142 мусульманина. В городе имелась армянская и русско-православная церкви, а также две мечети. В окрестностях города также находился Старокрымский женский армянский монастырь[14]
Но возникновение города традиционно относят к XIII веку, когда после монгольского завоевания степной Крым вошёл в состав Золотой Орды. Вскоре после окончательного установления ордынской власти в восточной части полуострова был основан город Кырым, который стал административным центром Крымского Юрта и резиденцией эмира Крыма. Участник египетской дипломатической миссии от султана Байбарз к хану Золотой Орды Берке, состоявшейся в 1263 году, сообщал о том, что в городе живут кыпчаки и аланы[15].
В период господства Золотой Орды город имел два названия одновременно. Ордынцы и составлявшие основную часть населения степного Крыма кыпчаки называли город Кырым, а итальянцы (в основном генуэзцы), владевшие южным побережьем Крыма и ведшие в регионе активную торговлю, именовали его Солхат — Solcati. По поводу происхождения обоих названий ведётся много споров, однако наиболее обоснованными представляются следующие версии. Кырым — западно-кипчакское qırım — «окоп, ров» (Лазарь Будагов "Сравнительный словарь тюрко-татарских наречий. 1 том). Солхат — от итальянского solcata — «борозда, ров». Некоторые историки высказывают предположение, что город был разделён на две части: мусульманскую, в которой была расположена резиденция эмира, и христианскую, в которой жили итальянские купцы, и эти две части назывались Кырым и Солхат соответственно.
Название города — Кырым — вскоре распространилось и на весь полуостров, который до того обычно именовали Газарией или Таврикой.
Расцвет города пришёлся на XIV век. В этот период Солхат был крупным торговым центром на Шёлковом пути из Азии в Европу, активно рос и строился. Тогда были построены сохранившиеся до наших дней несколько мечетей и медресе. По одной из версий, уроженцем Солхата был великий султан мамлюкского Египта Бейбарс. Став правителем Египта, он отправил в родной город щедрые подарки, в частности на его средства была сооружена одна из городских мечетей.
После того, как Крым обрёл независимость от Орды, и было образовано Крымское ханство, столица была перенесена сначала в Кырк-Ер, а затем во вновь построенный Бахчисарай, и город стал утрачивать своё прежнее значение. После завоевания в 1475 году османами генуэзских колоний вышло из употребления имя Солхат. Во времена Крымского ханства город стали называть Эски-Кырым (крым. Eski Qırım — «старый Кырым»). Нынешнее русское название является калькой с этого имени.
После присоединения Крыма к Российской империи почти всё население города эмигрировало и перепись 1805 года зафиксировала в нём всего 114 жителей.
Тогда же (в 1783) город был переименован в Левкополь, но в отличие от других переименованных городов новое название не прижилось.
Объяснение:
Современное название — калька с крымско-татарского (Эски-Кырым). В 1783 году после завоевания Российской империей, городу дали псевдогреческое название Левкополь (Тихий город). Однако название не прижилось и в 1787 город стал Старым Крымом
На территории города в разных местах открыты неолитические поселения, которые получили эпонимные названия Старый Крым, Бакаташ, Изюмовка в 1930 г.[8]; Старый Крым I (1975), II (2004)[9]. В центре города при земляных работах выявлена античная керамика IV в. до н. э. — III в. н. э.[10][цитата не приведена 1023 дня] Эти слои перекрыты наслоениями средневекового города и отчасти разрушены. Почётная надпись 222 г. н. э. на древнегреческом языке, найденная в 1895 году в Старом Крыму, является свидетельством гораздо большего возраста города, чем это принято считать[11][цитата не приведена 1023 дня]. В XI веке, здесь начали селиться армяне, а уже в XIV веке был крупным торговым центром с большой армянской колонией и татарской властью. Согласно А. Л. Якобсону и B. А. Микаеляну, топоним Солхат (старое название города) является армянским и происходит от армянского словосочетания сурб хач т.е ‘святой крест’. Название город получил от построенного близ поселения монастыря Сурб-Хач[12]. По словам Филиппа Куртина (Университет Джонса Хопкинса) в XIV—XV веках армяне играли важную роль в торговой жизни региона. Крымские армяне не только везли товары на родину; они также управляли караванами еще дальше на запад через современную Румынию и Польшу и далее в Нюрнберг в Германии и Брюгге в Нидерландах. Их колонии в Крыму были настолько велики, что генуэзцы иногда называли Крым Armenia maritima[13]. Как отмечает «Географическо-статистический словарь Российской империи», большинство населения города составляли армяне. В 1863 году поселение насчитывало 1085 жителя, из которых: 471 последователей армянской церкви; 464 русско-православной; 8 протестантов и 142 мусульманина. В городе имелась армянская и русско-православная церкви, а также две мечети. В окрестностях города также находился Старокрымский женский армянский монастырь[14]
Но возникновение города традиционно относят к XIII веку, когда после монгольского завоевания степной Крым вошёл в состав Золотой Орды. Вскоре после окончательного установления ордынской власти в восточной части полуострова был основан город Кырым, который стал административным центром Крымского Юрта и резиденцией эмира Крыма. Участник египетской дипломатической миссии от султана Байбарз к хану Золотой Орды Берке, состоявшейся в 1263 году, сообщал о том, что в городе живут кыпчаки и аланы[15].
В период господства Золотой Орды город имел два названия одновременно. Ордынцы и составлявшие основную часть населения степного Крыма кыпчаки называли город Кырым, а итальянцы (в основном генуэзцы), владевшие южным побережьем Крыма и ведшие в регионе активную торговлю, именовали его Солхат — Solcati. По поводу происхождения обоих названий ведётся много споров, однако наиболее обоснованными представляются следующие версии. Кырым — западно-кипчакское qırım — «окоп, ров» (Лазарь Будагов "Сравнительный словарь тюрко-татарских наречий. 1 том). Солхат — от итальянского solcata — «борозда, ров». Некоторые историки высказывают предположение, что город был разделён на две части: мусульманскую, в которой была расположена резиденция эмира, и христианскую, в которой жили итальянские купцы, и эти две части назывались Кырым и Солхат соответственно.
Название города — Кырым — вскоре распространилось и на весь полуостров, который до того обычно именовали Газарией или Таврикой.
Расцвет города пришёлся на XIV век. В этот период Солхат был крупным торговым центром на Шёлковом пути из Азии в Европу, активно рос и строился. Тогда были построены сохранившиеся до наших дней несколько мечетей и медресе. По одной из версий, уроженцем Солхата был великий султан мамлюкского Египта Бейбарс. Став правителем Египта, он отправил в родной город щедрые подарки, в частности на его средства была сооружена одна из городских мечетей.
После того, как Крым обрёл независимость от Орды, и было образовано Крымское ханство, столица была перенесена сначала в Кырк-Ер, а затем во вновь построенный Бахчисарай, и город стал утрачивать своё прежнее значение. После завоевания в 1475 году османами генуэзских колоний вышло из употребления имя Солхат. Во времена Крымского ханства город стали называть Эски-Кырым (крым. Eski Qırım — «старый Кырым»). Нынешнее русское название является калькой с этого имени.
После присоединения Крыма к Российской империи почти всё население города эмигрировало и перепись 1805 года зафиксировала в нём всего 114 жителей.
Тогда же (в 1783) город был переименован в Левкополь, но в отличие от других переименованных городов новое название не прижилось.
Объяснение:
Современное название — калька с крымско-татарского (Эски-Кырым). В 1783 году после завоевания Российской империей, городу дали псевдогреческое название Левкополь (Тихий город). Однако название не прижилось и в 1787 город стал Старым Крымом