Сопоставляя главы из «Истории Пугачёвского бунта» с текстом «Капитанской дочки», можно увидеть следующую разницу: описание конкретных персонажей в «Истории...» сугубо фотографично, в то время как в повести подобные описания даются с массой мелких эмоциональных деталей. Можно сравнить описания Пугачёва, данные писателем в «Истории...» и повести, и на этом примере рассмотреть различие используемых автором стилей.
В «Истории...» А.С. Пушкин пишет: «Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел тёмно-русые, бороду чёрную, небольшую и клином». В «Капитанской дочке» тон совсем иной: «Наружность его мне показалась замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».
Такое различие обуславливалось разными задачами, стоящими перед А.С. Пушкиным. В первой работе он писал широкое историческое полотно, и отдельные персонажи не слишком его волновали, важнее было понимание процессов и фактическая точность. В художественном произведении основной целью было изображение людей, их внутреннего мира и их реакции на те самые грандиозные события.
В «Истории...» А.С. Пушкин пишет: «Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел тёмно-русые, бороду чёрную, небольшую и клином». В «Капитанской дочке» тон совсем иной: «Наружность его мне показалась замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».
Такое различие обуславливалось разными задачами, стоящими перед А.С. Пушкиным. В первой работе он писал широкое историческое полотно, и отдельные персонажи не слишком его волновали, важнее было понимание процессов и фактическая точность. В художественном произведении основной целью было изображение людей, их внутреннего мира и их реакции на те самые грандиозные события.