РАССКАЗ В.ШУКШИНА «СРЕЗАЛ» Я с интересом прочитал этот рассказ Его названием является та оценка , которую дают мужики поступкам своего односельчанина Глеба Капустина. К нему привлекается особое внимание в связи с сопоставлением со «знатными людьми». Множество знаменитостей вышло из небольшой деревни , где продолжают жить их родственники . Глеб человек пришлый (…родом из соседней деревни…») и истоки его начитанности и «краснобайства» здешним неизвестны. Разыгрывается настоящий спектакль, в котором он становится главным действующим лицом. Например ,самый «знатный» из деревенских выходцев полковник был уличен Глебом в том , что «не знает, кто велел поджечь Москву» в 1812 году. Мнимое превосходство становится объектом вдохновенной назидательной речи Глеба. Этого-то момента он «всегда ждал, радовался ему» «коршуном взмывая» над растерявшимся собеседником. Герой ставит ценность личности в зависимости от близости к народу , о котором напрасно думают , что от него «судьба не зависит». Его правоту чувствуют мужики , выражающие свое отношение к Глебу возгласами: «Как миленького причесал!» «Срезал… Откуда что берется!» По мнению Глеба, «в дураках» легко очутиться тем , кто пытается удивить «пятью чемоданами» или «кандидатством», удаляясь от общей для всех «земли». Однако он «жесток», а для русского характера это чуждая черта , почему и «не любили» Глеба в деревне . Этот рассказ дает материал для читательских раздумий и выводов. Герой рассказа отличается не обширностью познаний отличается , за кичливой полупричастностью к культуре кроется не глубокое научное знание, а чтение газетных рубрик «Знаете ли вы?» ,некоторых статей из журнала «Наука и жизнь». Многое из прочитанного Глеб Капустин не понимает . Но он усвоил и газетную фразу про небывало возросший культурный уровень народа . Автор , описывая своего героя, замечает «Глеб Капустин – белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». Последние слова являются объективной авторской характеристикой. Мужики специально водят его к родным приезжим знаменитостям, чтобы он их «срезал», и получают какое-то удовольствие от того , что их деревенский свой может срезать любого приезжего ученого. Глеб Капустин - странный человек , но его невозможно поставить в один ряд с чудиками Шукшина. Бесспорно Глеб - это новый характер новой деревенской жизни ,открытый писателем. Характер довольно сложный, не исчерпывающийся понятием «социальной демагогии». Не только словесную абракадабру несет Капустин , есть у него и серьезные , даже авторские мысли :…можно сотни раз писать в статьях слово «народ» , но знаний от этого не прибавится». В этих словах звучит скрытая обида на то , что городские позволяют себе высокомерное поведение в отношении деревенских, хотя Журавлевы никакого высокомерия не проявляли. Но для Глеба все горожане на одно лицо- недруги. И , возможно , на скольких «учителей», лекторов, артистов-халтурщиков должна была насмотреться деревня, чтобы в ехидном Глебе Капустине возникли враждебная настороженность и желание срезать каждого , а в мужиках – посмотреть ,как он поведет себя при этом. Финал рассказа традиционно открытый окончательный приговор герою не вынесен, а неоднозначная оценка вложена в уста мужиков и в скудный авторский комментарий удивление и восхищение мужиков (« -Чего тут. Дошлый, собака!», но без любви, с жалостью и сочувствием к «кандидату».
РАССКАЗ В.ШУКШИНА «СРЕЗАЛ» Я с интересом прочитал этот рассказ Его названием является та оценка , которую дают мужики поступкам своего односельчанина Глеба Капустина. К нему привлекается особое внимание в связи с сопоставлением со «знатными людьми». Множество знаменитостей вышло из небольшой деревни , где продолжают жить их родственники . Глеб человек пришлый (…родом из соседней деревни…») и истоки его начитанности и «краснобайства» здешним неизвестны. Разыгрывается настоящий спектакль, в котором он становится главным действующим лицом. Например ,самый «знатный» из деревенских выходцев полковник был уличен Глебом в том , что «не знает, кто велел поджечь Москву» в 1812 году. Мнимое превосходство становится объектом вдохновенной назидательной речи Глеба. Этого-то момента он «всегда ждал, радовался ему» «коршуном взмывая» над растерявшимся собеседником. Герой ставит ценность личности в зависимости от близости к народу , о котором напрасно думают , что от него «судьба не зависит». Его правоту чувствуют мужики , выражающие свое отношение к Глебу возгласами: «Как миленького причесал!» «Срезал… Откуда что берется!» По мнению Глеба, «в дураках» легко очутиться тем , кто пытается удивить «пятью чемоданами» или «кандидатством», удаляясь от общей для всех «земли». Однако он «жесток», а для русского характера это чуждая черта , почему и «не любили» Глеба в деревне . Этот рассказ дает материал для читательских раздумий и выводов. Герой рассказа отличается не обширностью познаний отличается , за кичливой полупричастностью к культуре кроется не глубокое научное знание, а чтение газетных рубрик «Знаете ли вы?» ,некоторых статей из журнала «Наука и жизнь». Многое из прочитанного Глеб Капустин не понимает . Но он усвоил и газетную фразу про небывало возросший культурный уровень народа . Автор , описывая своего героя, замечает «Глеб Капустин – белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». Последние слова являются объективной авторской характеристикой. Мужики специально водят его к родным приезжим знаменитостям, чтобы он их «срезал», и получают какое-то удовольствие от того , что их деревенский свой может срезать любого приезжего ученого. Глеб Капустин - странный человек , но его невозможно поставить в один ряд с чудиками Шукшина. Бесспорно Глеб - это новый характер новой деревенской жизни ,открытый писателем. Характер довольно сложный, не исчерпывающийся понятием «социальной демагогии». Не только словесную абракадабру несет Капустин , есть у него и серьезные , даже авторские мысли :…можно сотни раз писать в статьях слово «народ» , но знаний от этого не прибавится». В этих словах звучит скрытая обида на то , что городские позволяют себе высокомерное поведение в отношении деревенских, хотя Журавлевы никакого высокомерия не проявляли. Но для Глеба все горожане на одно лицо- недруги. И , возможно , на скольких «учителей», лекторов, артистов-халтурщиков должна была насмотреться деревня, чтобы в ехидном Глебе Капустине возникли враждебная настороженность и желание срезать каждого , а в мужиках – посмотреть ,как он поведет себя при этом. Финал рассказа традиционно открытый окончательный приговор герою не вынесен, а неоднозначная оценка вложена в уста мужиков и в скудный авторский комментарий удивление и восхищение мужиков (« -Чего тут. Дошлый, собака!», но без любви, с жалостью и сочувствием к «кандидату».