При описании «серединных улиц» Петербурга поражают духота, толкучка, вонь и грязь. Люди обозлены, они задыхаются в городе, как «в доме без форточек». Гнетущее впечатление усиливается при описании трактира, пьяной исповеди Мармеладова («некуда пойти человеку»), символического сна Раскольникова. Преступный мир толкает человека на преступление против личности (судьба Сонечки), рождает бесчеловечные теории. Именно в таких условиях могла родиться «идея» Раскольникова о праве сильной личности властвовать «над всею дрожащею тварью». Сгущение красок держит читателя в страшном напряжении.
У Базарова характер борца. Он никогда не отступает в спорах с идейными противниками, не меняет своих убеждений, выработанных чаще всего опытным путем. Его афоризмы, часто спорные, — результат большой мыслительной работы. Нигилизм Базарова — это не отрицание ради отрицания, а твердое убеждение в том, что «наука «вообще» не существует вовсе», что на все надо смотреть критически, проверять результаты своих исследований в лаборатории и т. д. Базаров уверен, что «каждый человек сам себя воспитать должен», и в пример приводит себя. Он вправе называть себя «самоломанным», потому что никогда не уступает своим слабостям, бесстрашно отстаивает то, что считает верным.