Составьте опорный конспект (таблицу, схему), отражающий основные этапы жизненного и творческого пути Толстого. Здесь дана основа, текст для опорного конспекта,
I. (1828—1849) Детство, отрочество, юность: истоки личности JI. Толстого.
Ясная Поляна: чувство красоты, сердечности, Родины (впечатления отразились в повести «Детство»).
« Быть, а не казаться »; жажда правды и справедливости, острое чувство фальши. «Зеленая палочка» (и «поиски» ее в «Кавказском пленнике» и «После бала»).
Студенческая пора: стремление найти себя; «Правила жизни». Жить для других, для добра — нравственное кредо.
Сложность и противоречивость интересов; борьба с собой и ее отражение в последующем творчестве (например, в «Войне и мире» — искания Пьера Безухова).
II. (1849—1851) Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
Бездна между гуманным барином и мужиком (станет основой рассказа «Утро помещика»). Разочарования, сомнения, неудовлетворенность, спор с самим собой, самообразование и самовоспитание, поиск смысла жизни.
«Правила исправления»: «бойся праздности и беспорядка», «лжи и тщеславия».
Уезжает в Москву. Светские развлечения. Экзамены в Петербургский университет на степень кандидата права. Сдав два экзамена, бросает. Весной 1849 года Толстой — канцелярский служащий в Тульском дворянском собрании. 1850 год — начало работы над повестью «Детство».
III. (1851—1855) Служба в армии. Кавказ и Севастополь.
Служба как результат разочарования в жизни (будет отражено в повести «Казаки»). Рассказы о войне «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855). Публикация повести «Детство» Н. Некрасовым в «Современнике» (1852). Задумана книга «Четыре эпохи развития».
Четвертая часть — «Молодость» — останется невоплощенным замыслом.
Оборона Севастополя (1854). «Севастопольские рассказы»: исследуется проблема «человек на войне».
IV. (1855—1870) Петербург. Ясная Поляна. Заграничные турне. Женитьба. «Война и мир».
Знакомство с литературными кругами. И. Тургенев, А. Фет. Разочарование. Первое заграничное путешествие — 1856 год (Франция, Швейцария, Италия, Германия). Занятие хозяйством в Ясной Поляне. Школа для крестьянских детей. Изучение образовательной системы Западной Европы (второе заграничное турне). Защитник интересов крестьян в суде. Искусство не нужно народу, тогда стоит ли продолжать писать? Женитьба на Софье Берс. С 1863 по 1869 год — работа над «Войной и миром».
V. (1870-е годы) «Анна Каренина».
«Азбука» и рассказы для детей. «Мысль семейная» как основа «Анны Карениной». Разочарование в семейной жизни. Мысли о самоубийстве.
VI. 1880-е годы. Мировоззренческий кризис.
Осознание неизбежность смерти приводит к вере в Бога. «Исповедь» (1879—1882). Критика богословия. «Толстовство». Государство и церковь — формы зла. Участие в переписи населения. Жизнь московских трущоб. Трактат «Так что же нам делать?» (1882— 1886). Популяризация литературы. Повести «Холстомер», «Смерть Ивана Ильича». Пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения». Начало работы над последним романом — «Воскресение».
VII. Последние десятилетия. 1890-е — 1910 г.
Помощь голодающим. Отлучение от церкви. Знакомство с А. Чеховым и М. Горьким. Завершение романа «Воскресение» (1889—1899). Повесть «Хаджи-Мурат» (две редакции: 1896 и 1904), драма «Живой труп» (1900), рассказ «После бала» (1903). Протест против событий 1905—1907 годов: против революции и смертных казней. Статья «Не могу молчать» (1908). Невозможность жить согласно своим убеждениям. Бегство из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.
Ясная Поляна: чувство красоты, сердечности, Родины (впечатления отразились в повести «Детство»).
« Быть, а не казаться »; жажда правды и справедливости, острое чувство фальши. «Зеленая палочка» (и «поиски» ее в «Кавказском пленнике» и «После бала»).
Студенческая пора: стремление найти себя; «Правила жизни». Жить для других, для добра — нравственное кредо.
Сложность и противоречивость интересов; борьба с собой и ее отражение в последующем творчестве (например, в «Войне и мире» — искания Пьера Безухова).
II. (1849—1851) Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
Бездна между гуманным барином и мужиком (станет основой рассказа «Утро помещика»). Разочарования, сомнения, неудовлетворенность, спор с самим собой, самообразование и самовоспитание, поиск смысла жизни.
«Правила исправления»: «бойся праздности и беспорядка», «лжи и тщеславия».
Уезжает в Москву. Светские развлечения. Экзамены в Петербургский университет на степень кандидата права. Сдав два экзамена, бросает. Весной 1849 года Толстой — канцелярский служащий в Тульском дворянском собрании. 1850 год — начало работы над повестью «Детство».
III. (1851—1855) Служба в армии. Кавказ и Севастополь.
Служба как результат разочарования в жизни (будет отражено в повести «Казаки»). Рассказы о войне «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855). Публикация повести «Детство» Н. Некрасовым в «Современнике» (1852). Задумана книга «Четыре эпохи развития».
Четвертая часть — «Молодость» — останется невоплощенным замыслом.
Оборона Севастополя (1854). «Севастопольские рассказы»: исследуется проблема «человек на войне».
IV. (1855—1870) Петербург. Ясная Поляна. Заграничные турне. Женитьба. «Война и мир».
Знакомство с литературными кругами. И. Тургенев, А. Фет. Разочарование. Первое заграничное путешествие — 1856 год (Франция, Швейцария, Италия, Германия). Занятие хозяйством в Ясной Поляне. Школа для крестьянских детей. Изучение образовательной системы Западной Европы (второе заграничное турне). Защитник интересов крестьян в суде. Искусство не нужно народу, тогда стоит ли продолжать писать? Женитьба на Софье Берс. С 1863 по 1869 год — работа над «Войной и миром».
V. (1870-е годы) «Анна Каренина».
«Азбука» и рассказы для детей. «Мысль семейная» как основа «Анны Карениной». Разочарование в семейной жизни. Мысли о самоубийстве.
VI. 1880-е годы. Мировоззренческий кризис.
Осознание неизбежность смерти приводит к вере в Бога. «Исповедь» (1879—1882). Критика богословия. «Толстовство». Государство и церковь — формы зла. Участие в переписи населения. Жизнь московских трущоб. Трактат «Так что же нам делать?» (1882— 1886). Популяризация литературы. Повести «Холстомер», «Смерть Ивана Ильича». Пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения». Начало работы над последним романом — «Воскресение».
VII. Последние десятилетия. 1890-е — 1910 г.
Помощь голодающим. Отлучение от церкви. Знакомство с А. Чеховым и М. Горьким. Завершение романа «Воскресение» (1889—1899). Повесть «Хаджи-Мурат» (две редакции: 1896 и 1904), драма «Живой труп» (1900), рассказ «После бала» (1903). Протест против событий 1905—1907 годов: против революции и смертных казней. Статья «Не могу молчать» (1908). Невозможность жить согласно своим убеждениям. Бегство из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.