Составьте схему-конспект отрывка из «Риторики» Аристотеля.
Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь
слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он
говорит, и из лица, к которому он обращается; оно – то и есть конечная цель
всего (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже совершилось, или
же того, что может совершиться. Примером человека, рассуждающего о том,
что имеет быть, может служить член народного собрания, а рассуждающего о
том, что уже было, - член судилища; человек, обращающий внимание только
на дарование, есть зритель. Таким образом, естественно является три
рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело
речей совещательных – склонять или отклонять, потому что как люди,
которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы,
произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или
отклоняют.
Что же касается судебных речей, то дело их – обвинять или оправдывать,
потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что – нибудь из двух:
обвиняют, или оправдываются.
Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Что касается времени,
которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек,
совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к
чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся
имеет дело с временем, потому что всегда по поводу событий,
уже свершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для
эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее
время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чегонибудь существующего……. У каждого из этих родов речей различная цель,
и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у
человека, дающего совет, цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к
лучшему, другой отговаривается, отклоняясь от худшего; остальные
соображения, как – то: справедливое и несправедливое, прекрасное и
постыдное – здесь на втором плане. Для тяжущихся целью служит
справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие
соображения. Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит
прекрасное и постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения
много очень. мало балов