в центральных европейских губерниях Российской империи
в Беларуси
Краткая характеристика и общие черты
Земская реформа вводила выборные земства — органы местного самоуправления. Земства занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, образованием; не имели политической силы и находились под контролем губернаторов. Реформа предпологала, что в выборах мог принимать участие представитель любого сословия, однако право выбора ограничивалось имущественным цензом. Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян.
Различия
Начало проведения в 1864 г.
Более эффективное проведение в сравнении с реформой в Беларуси.
Выборы проводились по трем куриям: землевладельческой, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. В первых двух куриях выборы были прямыми, а в крестьянской – трехстепенными: сначала сельским сходом выбирались представители на волостной сход, на котором избирались выборщики, потом уездный съезд выборщиков выбирал гласных в уездное земское собрание.
Начало проведения в 1911 г.
Выборы в земские учреждения осуществлялись по «русской» и «польской» куриям, причем православных крестьян зачисляли в «русскую» курию, а католиков – в «польскую». Помещикам «польского происхождения», преобладавшим
в Гродненской, Виленской и Ковенской губерниях, царское правительство после восстания 1863—1864 гг. не доверяло. Поэтому земства здесь не вводились.
Вывод: Земская реформа сыграла положительную роль в осуществлении аграрной реформы. Однако, если сравнивать ее проведение в Беларуси и в в центральных европейских губерниях Российской империи, то в Беларуси оно началось гораздо позже. На это повляияло восстание 1863-1864 гг. Оно же и предопределило особенности проведения земской реформы в Беларуси. Земства были созданы лишь в Витебской, Могилевской и Минской губерниях. Другие регионы не рассматривались, т.к. они считались неблагонадежными и царское правительство после восстания не доверяло местным помещикам. Только в Беларуси было разделение на «русские» и «польские» курии, что также способствовало ослаблению политического влияния помещиков католического вероисповедания, экономически значительно более сильных, чем русские помещики. В заключение следует отметить, что, в целом, для Беларуси земская реформа не играла настолько значительной роли, как в центральных европейских губерниях России.
Признак для сравнения
Земская реформа
в центральных европейских губерниях Российской империи
в Беларуси
Краткая характеристика и общие черты
Земская реформа вводила выборные земства — органы местного самоуправления. Земства занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, образованием; не имели политической силы и находились под контролем губернаторов. Реформа предпологала, что в выборах мог принимать участие представитель любого сословия, однако право выбора ограничивалось имущественным цензом. Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян.
Различия
Начало проведения в 1864 г.
Более эффективное проведение в сравнении с реформой в Беларуси.
Выборы проводились по трем куриям: землевладельческой, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. В первых двух куриях выборы были прямыми, а в крестьянской – трехстепенными: сначала сельским сходом выбирались представители на волостной сход, на котором избирались выборщики, потом уездный съезд выборщиков выбирал гласных в уездное земское собрание.
Начало проведения в 1911 г.
Выборы в земские учреждения осуществлялись по «русской» и «польской» куриям, причем православных крестьян зачисляли в «русскую» курию, а католиков – в «польскую». Помещикам «польского происхождения», преобладавшим
в Гродненской, Виленской и Ковенской губерниях, царское правительство после восстания 1863—1864 гг. не доверяло. Поэтому земства здесь не вводились.
Вывод: Земская реформа сыграла положительную роль в осуществлении аграрной реформы. Однако, если сравнивать ее проведение в Беларуси и в в центральных европейских губерниях Российской империи, то в Беларуси оно началось гораздо позже. На это повляияло восстание 1863-1864 гг. Оно же и предопределило особенности проведения земской реформы в Беларуси. Земства были созданы лишь в Витебской, Могилевской и Минской губерниях. Другие регионы не рассматривались, т.к. они считались неблагонадежными и царское правительство после восстания не доверяло местным помещикам. Только в Беларуси было разделение на «русские» и «польские» курии, что также способствовало ослаблению политического влияния помещиков католического вероисповедания, экономически значительно более сильных, чем русские помещики. В заключение следует отметить, что, в целом, для Беларуси земская реформа не играла настолько значительной роли, как в центральных европейских губерниях России.