Первое место среди высших государственных учреждений страны на рубеже столетий по-прежнему принадлежало Государственному совету, созданному еще в 1810 г. Задуманный когда-то М.М. Сперанским как верхняя палата парламента, он постепенно превратился в некий «заповедник» и своеобразный «отстойник» высшей бюрократии. Члены и председатель Совета назначались именными царскими рескриптами, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Государственный совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Мнения большинства и меньшинства членов оформлялись в виде «меморий» и представлялись императору на утверждение, причем иногда он даже соглашался с мнением меньшинства. До 17 октября 1905 г. в России фактически не существовало полноценного объединенного правительства, хотя формально действо вал и Комитет министров (с 1802 г.) и Совет министров (учрежденный еще в 1857 г.). Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, все же иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал. Для согласования действий правительственных органов (преимущественно по вопросам внешней и оборонной политики) собирались Особые совещания под председательством царя или одного из приближенных к нему лиц. Состав Особых совещаний не был постоянным, и созывались они обычно для решения какого-либо одного важного для государства вопроса. К высшим государственным учреждениям относились также и сохранившиеся с петровских времен Сенат и Синод. «Правительствующий» Сенат к началу XX столетня окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью в действиях правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. Святейший Синод по-прежнему под жестким бюрократическим надзором самодержавия руководил Русской православной церковью.
Первое место среди высших государственных учреждений страны на рубеже столетий по-прежнему принадлежало Государственному совету, созданному еще в 1810 г. Задуманный когда-то М.М. Сперанским как верхняя палата парламента, он постепенно превратился в некий «заповедник» и своеобразный «отстойник» высшей бюрократии. Члены и председатель Совета назначались именными царскими рескриптами, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Государственный совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Мнения большинства и меньшинства членов оформлялись в виде «меморий» и представлялись императору на утверждение, причем иногда он даже соглашался с мнением меньшинства.
До 17 октября 1905 г. в России фактически не существовало полноценного объединенного правительства, хотя формально действо вал и Комитет министров (с 1802 г.) и Совет министров (учрежденный еще в 1857 г.). Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, все же иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал. Для согласования действий правительственных органов (преимущественно по вопросам внешней и оборонной политики) собирались Особые совещания под председательством царя или одного из приближенных к нему лиц. Состав Особых совещаний не был постоянным, и созывались они обычно для решения какого-либо одного важного для государства вопроса.
К высшим государственным учреждениям относились также и сохранившиеся с петровских времен Сенат и Синод. «Правительствующий» Сенат к началу XX столетня окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью в действиях правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. Святейший Синод по-прежнему под жестким бюрократическим надзором самодержавия руководил Русской православной церковью.