Культура, как особое историческое явление, по-своему отражает те изменения, которые происходят в жизни и сознании общества в определённую эпоху, в то же время она хранит лучшие национальные традиции. Именно в культуре с наибольшей полнотой выражается национальный характер народа. Деятели русской культуры выступали против сословного неравенства (особенно против крепостного права), чиновничьего произвола, бесправия общества. Большое влияние на развитие самосознания русских людей оказала Отечественная война 1812 г. Эта тема нашла отражение в произведениях писателей и поэтов, художников и композиторов.
В первой половине XIX в. культура России заняла почётное место в мировом культурном процессе. Недаром 1810—1830-е гг. (некоторые исследователи считают, что и весь XIX век) получили название «золотой век русской культуры*. Успехи российской культуры обусловили её открытость, тесное и плодотворное взаимодействие с культурами других стран.
В России происходил процесс демократизации культуры. Он выражался в том, что в первой половине XIX в. расширился круг людей, имевших возможность воспользоваться благами образования. Сначала это было среднее и мелкое дворянство, затем — разночинцы и отдельные представители низших сословий. Возрос интерес к литературе, искусству, театру, периодическим изданиям, наукам. Чтение журналов и книг, рассматривавшееся ранее как дань моде, становилось потребностью образованной части российского общества.
Первая половина XIX в. — время подъема русской культуры, ее «золотой век». В это время закладывались основы отечественного университетского и гимназического образования, мировую известность получили открытия российских ученых. Развитие литературы и искусства было отмечено именами выдающихся писателей, художников, архитекторов, скульпторов, ярко отразивших характерные черты своего времени. Не только Россия знакомилась с шедеврами западноевропейского искусства, но и Запад приобщался к достижениям самобытной русской культуры.
Расцвет русской культуры XIX в. был обусловлен всем предшествующим развитием страны.
Большое воздействие на развитие культуры оказало и участие России в борьбе с наполеоновской Францией, и победа в Отечественной войне 1812 г. В стране наблюдался рост национального самосознания. Критическое отношение к существующему в стране положению стимулировало постановку острых вопросов в произведениях искусства и литературы.
Государство играло противоречивую роль в развитии культуры: с одной стороны, способствовало созданию образовательных учреждений, обеспечивало финансирование. С другой — стремилось направлять культуру в нужное ему идейное русло. Однако правительству не удавалось в полной мере контролировать культурную жизнь страны.
В первой половине XIX в. культура России заняла почётное место в мировом культурном процессе. Недаром 1810—1830-е гг. (некоторые исследователи считают, что и весь XIX век) получили название «золотой век русской культуры*. Успехи российской культуры обусловили её открытость, тесное и плодотворное взаимодействие с культурами других стран.
В России происходил процесс демократизации культуры. Он выражался в том, что в первой половине XIX в. расширился круг людей, имевших возможность воспользоваться благами образования. Сначала это было среднее и мелкое дворянство, затем — разночинцы и отдельные представители низших сословий. Возрос интерес к литературе, искусству, театру, периодическим изданиям, наукам. Чтение журналов и книг, рассматривавшееся ранее как дань моде, становилось потребностью образованной части российского общества.
Расцвет русской культуры XIX в. был обусловлен всем предшествующим развитием страны.
Большое воздействие на развитие культуры оказало и участие России в борьбе с наполеоновской Францией, и победа в Отечественной войне 1812 г. В стране наблюдался рост национального самосознания. Критическое отношение к существующему в стране положению стимулировало постановку острых вопросов в произведениях искусства и литературы.
Государство играло противоречивую роль в развитии культуры: с одной стороны, способствовало созданию образовательных учреждений, обеспечивало финансирование. С другой — стремилось направлять культуру в нужное ему идейное русло. Однако правительству не удавалось в полной мере контролировать культурную жизнь страны.