Тәрбиенің қайнар бұлағы» бөлімі бойынша жиынтық бағалау
тақырып
ыбырай алтынсарин «қыпшақ сейітқұл», «атымтай
жомарт»
оқу мақсаты
5.ай1. әдеби шығармадағы екі нәрсені салыстыра
суреттеулер мен қарама-қарсы суреттеулерді табу.
5.бcз шығармадағы кейіпкерді өзіндік құндылығы
тұрғысынан талдап, әдеби эссе жазу.
ойлау дағдыларының
деңгейі
жоғары деңгей дағдылары
бағалау критерийі
білім алушы
шығармадағы суреттеулер мен қарама-қарсы
суреттеулерді ажыратады.
о шығармадағы кейіпкердің жеке құндылығына
талдау жасай отырып, әдеби эссені жүйелі
жазады.
орындау уақыты
10-15 минут
1-тапсырма
«қыпшақ сейітқұл» әңгімесінен цитаталар келтіре отырып, қыпшақ сейітқұл мен
ағасының образдарын салыстырыңыз.
кейіпкерлер
кейіпкерлер іс-
әрекетінен цитаталар
екі кейіпкердің
образдарына салыстыру
(айырмашылығы мен
ұқсастығына) жасаңыз.
қыпшақ сейітқұл
сейітқұлдың
ағасы
Відповідь:
Дмитрий Донской, сын князя Ивана 2 Красного, внук Ивана Калиты. Дмитрий получил престол в 9 лет. В это время ярлык на Великое княжение был в Суздальско-Нижегородском княжестве. Но воспитатель Дмитрия – митрополит Алексей ходатайствует о возвращении ярлыка в Москву. Хан согласился, так как Алексей в своё время вылечил его жену. Суздальский князь покорился Москве и даже отдал свою дочь за Дмитрия Донского.
Митрополит Алексей сыграл большую роль в жизни и княжении Донского. Это был человек умный, с сильным характером, имел большой авторитет и на Руси, и в Орде. С ним Дмитрий советовался при проведении политики объединения земель вокруг Москвы.
Донской отличался сильной волей, дальновидностью, личной отвагой и храбростью во время сражений.
Пояснення:
По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.
Над Смоленской дорогою, как твои глаза, —
две вечерних звезды — голубых моих судьбы.
По Смоленской дороге — метель в лицо, в лицо,
все нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо —
покороче б, наверно, дорога мне легла.
По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
две холодных звезды голубых глядят, глядят.
Песня «По смоленской дороге» написана Булатом Окуджавой в 1960 и посвящена Ж.Б. - молоденькой актрисе Жанне Болотовой, огромные голубые глаза которой не оставили поэта равнодушным.
Но она вечном – о трудной любви и ее роли в судьбе. О непонимании, разладе, отсутствии взаимности. О стремлении с дел и километров побороть чувство - и о невозможности сделать это. Тяготы дороги и метель в лицо не мешают ощущать присутствие любимого человека. Не его глаза сравниваются со звездами, наоборот, звезды – с любимыми, но холодными глазами.
Тема: дорожные размышления о любви и разлуке.
Идея: любовь вплетена в судьбу.
Композиция стихотворения подчинена ходу размышлений. В первой строфе вечерние звезды ассоциируются с глазами любимой, от их выражения зависит судьба лирического героя. Вторая строфа пронизана озареньем, что если бы его любили, судьба, может, была бы проще и легче. Но никто не удержал, не обнадежил. И третья строфа с болью констатирует холод.
Основным художественным приемом - указывающим на принадлежность к песенному жанру - является повтор. «Смоленская дорога» и ее приметы (столбы и леса по обочинам) повторяются неоднократно.
Эпитеты холодные и вечерние голубые звезды.
Сравнение: звезды, как глаза.
Метафоры: кольцо руки, и, наверное, дорога –судьба..
Рифмы в строфах перекрестные: 1-3; 2-4. Мужские: акцент на последний слог.
Ритмика своеобразная. В каждой строчке три анапестовые стопы, а затем две ямбовых. Но т.к. это песня, получается мелодично и выразительно.
Бардовская песня – особый жанр. Здесь достигается полное единство слов, мелодии и исполнения. Личность автора проявляется в полной мере. Но каждый, напевая эти строки, вкладывает в них что-то свое, частичку своей души, судьбы, характера. «По смоленской дороге» я часто напеваю одна и всегда готова подхватить.
Подробнее - на -