Тапшырмалар. 1. Тыналиев башкарма мектепке кандай иш менен келди? 2. Алыскы кош айдоого эмне үчүн мектеп окуучулары бара турган болушту? 3. Ак-Сайга баруудан мурда кандай даярдыктар көрүлдү? 4. Эмне үчүн Ч. Айтматов Тыналиев башкарманы Манаска, ал эми кошчу балдарды анын баатыр чоролоруна салыштырат?
Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.
Из общины стали выделяться вожди и старейшины, которые управляли жизнью общины. Обмен продуктами, который контролировали старейшины, привел к накоплению богатств. Появление накоплений стало причиной столкновений между племенами. Взятые в плен враги становились рабами. Появились люди, обладающие богатствами и владеющие рабами. Зародилась эксплуатация — присвоение результатов чужого труда.