В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История

Термины народного искусства башкир. что общего в декоративно-прикладном искусстве и башкир?

Показать ответ
Ответ:
leger13245
leger13245
18.04.2019 21:10

ответ:

жизнь и развитие народов россии опирается на многовековой социально- опыт и культурный потенциал. при этом этнокультурный облик каждого народа, сохраняя свои свойства, в то же время постоянно обогащается за счет творческого сотрудничества и обмена достижениями с другими . это наглядно подтверждает развития башкирского декоративно-прикладного искусства. в волго-уральском регионе издавна взаимодействовали финно-угорские, восточнославянские, тюркские этнические группы, сложилась уникальная социальная и конфессионально-культурная ситуация. политические перемены в социально- сфере с xvi в., когда регион вошел в состав россии, обусловили ряд особенностей материальной и духовной культуры, памяти и этнического самосознания народов.

декоративное искусство каждого этноса тесно связано с его духовной культурой, так как оно участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа. народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, которая воплощается в определенных композициях и мотивах, сюжетах и формах. в настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей.

так, пути развития башкирского народного искусства и формирование его предметной среды зависели от природно-климатических условий и сложившейся -культурной обстановки. природное окружение обусловило особые формы и принципы обустройства жилого пространства, костюма и предметов, необходимых в быту. вместе с тем развитие вносило коррективы в отдельные компоненты народного искусства. под влиянием развития производства, изменений социальной структуры населения, условий жизни появлялись новые виды изделий и техники их исполнения, новые особенности в оформлении одежды и жилища.

активные контакты между башкирским населением и соседними сказались на введении новых форм и элементов во всех областях традиционного искусства. с принятием ислама в народном искусстве появляются новые элементы религиозного характера, органично вписавшиеся в привычные структуры (молитвенные коврики, тюбетейки, чалмы, изречения из корана в интерьере). сравнительная редкость сюжетных мотивов в башкирском декоративно-прикладном искусстве также связана с влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа.

принципы формирования состава башкирской одежды и особенности функционирования соотносили ее с жилищем и предметами декоративно-прикладного искусства. пространство жилища, предметы служили для нее фоном, на котором одежда выделялась за счет концентрации всех декоративных средств. использование природных материалов, которые находились под рукой, вписать костюм в определенную обстановку и сблизить остальными изделиями. пространственное окружение формировало и всевозможные бытовые изделия. например, наличие лесных массивов, устойчивые традиции хозяйственной деятельности обеспечили развитие деревообработки и применение для этого растущих на территории пород деревьев. отсюда разнообразие деревянной посуды и утвари у башкир.

традиционный башкирский дом – круглая решётчатая юрта, конструкция и убранство интерьера которой отвечали требованиям полукочевого уклада жизни. юрта имела складную основу, состоящую из решёток и купола, которые скреплялись между собой кожаными ремешками и покрывались сверху войлоком белого цвета. входной проем закрывался двустворчатой деревянной дверью. под отверстием в куполе устраивалось место для очага.

внутреннее пространство юрты разделялось занавесью – шаршау на две половины – мужскую, где находилось почётное гостевое место, и женскую. каждая из них определённым образом декорировалась.

шаршау ткались из льняной или из хлопчатобумажной пряжи. узоры на них выполнялись цветной шерстью, гарусом, применялись также и хлопчатобумажные нитки. в центральной части в районе гостевого места размещались самые ценные в быту кочевников предметы – сундуки с имуществом и постельные принадлежности, кошмы и паласы, а также наиболее яркие предметы одежды. сбоку, слева от входа, на женской половине находилась утварь и посуда, украшенная орнаментом. на мужской половине по стенам развешивались декорированные узором и серебряными накладками конская и вооружение – луки, колчаны, охотничьи сумки. своим расположением они организовывали внутреннее пространство жилища, вместе с тем являясь средствами художественного оформления. юрты перестали использовать в начале xx в., поэтому увидеть своеобразное убранство башкирского кочевого жилища сегодня можно лишь в местных музеях.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Другие предметы
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота