Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. «Нигилизм» С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А «нигилизм» позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. С. свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает. Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. К. очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире («женским вопросом»), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У К. несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». В романе этот образ дан в сатирических тонах.
Начало XX в. ознаменовалось подъемом массовых освободительных движений в странах Азии, достигших высшей точки в революциях в Персии (1905—1911), Османской империи (1908), Китае (1911—1913). Если к этому добавить революции в других частях света — в России (1905—1907) и Мексике (1910—1917), складывается впечатляющая картина первой революционной волны XX столетия. Она свидетельствовала о новом этапе в процессах общественной трансформации во многих странах мира.
Обращаясь к конкретным событиям, важно иметь в виду, что понятие трансформация подразумевает существенные, системные перемены и преобразования, направленность которых может быть двоякой: а) на модернизацию, т. е. движение к современному индустриальному обществу, или б) на укрепление, реставрацию устоев традиционных обществ.
Обращаясь к конкретным событиям, важно иметь в виду, что понятие трансформация подразумевает существенные, системные перемены и преобразования, направленность которых может быть двоякой: а) на модернизацию, т. е. движение к современному индустриальному обществу, или б) на укрепление, реставрацию устоев традиционных обществ.