Ученики десятого класса говорят о своей учительнице математики как о слабой личности. Они считают, что у нее не хватает твердости, требовательности: «С нами надо говорить без поблажек, прямо, а она нянчится, уговаривает или грозит наказанием, даже вызовом родителей в школу, общается с нами как с маленькими детьми…»
Во Какими психологическими особенностями старшеклассников объясняются их высказывания?
2. Какие рекомендации можно предложить учителям при общении со старшеклассниками?
2. Общаться с ними на равных, как со взрослыми людьми. Чтобы они научились принимать серьезность ситуации и более внимательно подходили к тому или иному вопросу.
1. Поиск самоидентификации: В подростковом возрасте, старшеклассники начинают активно искать свою личность и место в обществе. Они противостоят авторитетам не только для того, чтобы укрепить свою самооценку, но и чтобы определить свои предпочтения, вкусы и установки. Высказывания учеников о слабой личности учителя математики могут говорить о их попытках наращивания собственной независимости, выражения собственных мнений и самоутверждения.
2. Изменение социального круга: В старшей школе, ученики часто сталкиваются с новыми друзьями, средой, помимо своей семьи. Это может повлиять на их перспективы, ценности и подход к учебе. Возможно, учитель математики изображается как слабая личность, чтобы соответствовать нежестким нормам и ожиданиям новой группы сверстников, с которыми они хотят ассоциироваться.
3. Искажение восприятия: Подростки могут страдать от искажения восприятия, основываясь на своих личных предпочтениях или отрицательных личных опытах. Они могут видеть учителя математики как слабую личность, потому что они субъективно оценивают ее методы обучения и отношение.
Чтобы учителям быть более эффективными при общении со старшеклассниками, можно предложить следующие рекомендации:
1. Установление авторитета: Учителям следует устанавливать требовательные стандарты и четкие правила, которые должны соблюдаться. Важно демонстрировать свою компетентность в предмете и способность контролировать ситуацию. Это поможет старшеклассникам почувствовать уважение и стремиться к достижению стандартов.
2. Самостоятельность и независимость: Подростки часто желают большей автономии и контроля над своей жизнью. Учителям следует давать им возможность принимать решения, решать проблемы и выражать свое мнение. Это поможет им ощутить себя взрослыми и заботливыми о себе.
3. Слушать и вникать: Важно прислушиваться к мнению и предложениям старшеклассников и учитывать их в учебном процессе. Это поможет создать атмосферу взаимного уважения и покажет, что их голос и мнение имеют значение.
4. Постепенное увеличение самостоятельности: Учителя могут разрабатывать задания и проекты, которые позволят старшеклассникам развивать свои навыки самостоятельно и принимать решения в рамках учебного процесса. Это поможет им осознать свои возможности и развить свою самооценку.
5. Открытый диалог: Важно поддерживать открытый и доверительный диалог с учениками. Учителям следует слушать их опасения, пожелания и заботы. Необходимо уделять внимание их эмоциональному состоянию и помогать им разрешать возникающие конфликты.
В целом, для эффективного общения со старшеклассниками, важно создать атмосферу взаимного уважения, поддержки и понимания. Это поможет учителям и ученикам справиться с вызовами этого возраста и сделать образовательный процесс более продуктивным.