Причина войны в попытках российских властей заставить горцев Северного Кавказа жить по Российским законам, которые противоречили многовековым традициям этих народов. В частности, их особо возмутил запрет совершать набеги и продавать полученных от них пленников. Действительно, такой обычай не мог существовать в цивилизованном государстве и не угрожать стабильности его внутренней жизни, но горцам не было дела до судьбы России в целом. Усугубило проблему то, что народы Северного Кавказа исповедовали ислам, поэтому российские власти были для них «неверными», а горцы для православных чиновников тоже были людьми второго сорта не только из-за своей дикости, но и из-за своего вероисповедания. Результатом войны стало окончательное покорение Кавказа. Но это потребовало многих лет войны, больших жертв и огромных материальных затрат, которые затормозили развитие экономики империи.
Многочисленные народы, населявшие Северный Кавказ, находились на разных ступенях развития. Часть из них издавна формально признавала российское подданство, но на деле сохраняла независимость. Горцы совершали постоянные нападения на русские поселения. После присоединения к России Закавказья настоятельной задачей для властей становилось упрочение позиций в регионе, через который пролегали пути в Закавказье. Главноуправляющий Кавказа генерал А. П. Ермолов с 1817 г. начал наступление на горцев. Борьба между русскими войсками и северокавказскими народами получила название Кавказская война.
В ходе борьбы с Россией среди части горцев распространилось особое течение в исламе — мюридизм. Его сторонники должны были строжайшим образом соблюдать нормы ислама, вести войну с «неверными», безоговорочно подчиняться вождям — имамам. В 1834 г. имамом стал Шамиль — незаурядный военачальник и организатор, аварец по национальности. На территории Дагестана и Чечни он создал государство (имамат), которое долгое время успешно противостояло России. Только после планомерного закрепления на Северном Кавказе (строительство крепостей, переселение местных жителей с гор на равнины и др.) русским удалось добиться успеха. Способствовало этому и ослабление авторитета Шамиля среди многих горцев из-за возрастания поборов, деспотизма, насилий со стороны приближенных имама. В 1859 г. Шамиль был взят в плен русскими войсками (до 1870 г. он жил с семьей в Калуге, а затем выехал в Мекку). В 1864 г. были подавлены последние очаги сопротивления на Западном Кавказе
В ходе борьбы с Россией среди части горцев распространилось особое течение в исламе — мюридизм. Его сторонники должны были строжайшим образом соблюдать нормы ислама, вести войну с «неверными», безоговорочно подчиняться вождям — имамам. В 1834 г. имамом стал Шамиль — незаурядный военачальник и организатор, аварец по национальности. На территории Дагестана и Чечни он создал государство (имамат), которое долгое время успешно противостояло России. Только после планомерного закрепления на Северном Кавказе (строительство крепостей, переселение местных жителей с гор на равнины и др.) русским удалось добиться успеха. Способствовало этому и ослабление авторитета Шамиля среди многих горцев из-за возрастания поборов, деспотизма, насилий со стороны приближенных имама. В 1859 г. Шамиль был взят в плен русскими войсками (до 1870 г. он жил с семьей в Калуге, а затем выехал в Мекку). В 1864 г. были подавлены последние очаги сопротивления на Западном Кавказе