Стихотворение носит элегический и в то же время философский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. В произведении изображён не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года: для весны это — «ландыш серебристый», «свежий лес», для лета — «желтеющая нива», для начала осени — «малиновая слива». Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет «студёный ключ». Мы видим, что поэт общается с природой и ранним утром («утра в час златой»), и «румяным вечером», и в жаркий полдень, когда даже слива прячется «под тенью сладостной зелёного листка».
Встречи поэта с природой пробуждают в нём чувства, которые он передаёт своим читателям с помощью цветовой гаммы: нива жёлтая, лес свежий, то есть ярко зелёный, утро румяное, розовое, утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течёт студёный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в ка- кой-то смутный сон».
Все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчинённое предложение. Три строфы начинаются с союза «когда», и мы с каждой строфой всё напряжённее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». Первые три строфы — это придаточные обстоятельственные, четвёртая строфа является блоком простых предложений, она и отражает главную мысль стихотворения: общение с природой, погружение в её гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чём состоит счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.
Стихотворение начинается просто, но постепенно введение слов высокого стиля делает характер стихотворения всё более напряжённым и торжественным: «под тенью сладостной» (1-я строфа); «утра в час златой» (2-я строфа); «студёный ключ», «погружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа). Как апофеоз, мы читаем заключительную строфу:
...Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога,..
На протяжении всего стихотворения звучит шестистопный ямб с пиррихиями, но последняя, итоговая строка состоит всего из четырёх стоп, что помогает интонационно завершить стихотворение, показывая читателю, что именно в этой строке заключён главный смысл произведения.
Стихотворения «Молитва» (В минуту жизни трудную...»), «Ангел» и «Когда волнуется желтеющая нива...» дополняют и объясняют друг друга, показывают нам обращённость поэта к поискам высшей силы и роли её в земной жизни человека.
Встречи поэта с природой пробуждают в нём чувства, которые он передаёт своим читателям с помощью цветовой гаммы: нива жёлтая, лес свежий, то есть ярко зелёный, утро румяное, розовое, утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течёт студёный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в ка- кой-то смутный сон».
Все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчинённое предложение. Три строфы начинаются с союза «когда», и мы с каждой строфой всё напряжённее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». Первые три строфы — это придаточные обстоятельственные, четвёртая строфа является блоком простых предложений, она и отражает главную мысль стихотворения: общение с природой, погружение в её гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чём состоит счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.
Стихотворение начинается просто, но постепенно введение слов высокого стиля делает характер стихотворения всё более напряжённым и торжественным: «под тенью сладостной» (1-я строфа); «утра в час златой» (2-я строфа); «студёный ключ», «погружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа). Как апофеоз, мы читаем заключительную строфу:
...Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога,..
На протяжении всего стихотворения звучит шестистопный ямб с пиррихиями, но последняя, итоговая строка состоит всего из четырёх стоп, что помогает интонационно завершить стихотворение, показывая читателю, что именно в этой строке заключён главный смысл произведения.
Стихотворения «Молитва» (В минуту жизни трудную...»), «Ангел» и «Когда волнуется желтеющая нива...» дополняют и объясняют друг друга, показывают нам обращённость поэта к поискам высшей силы и роли её в земной жизни человека.