Если в ходе изучения некоторых явлений природы установлены строгие и однозначные законы, под которые эти явления подпадают, то мы можем быть уверены в том, что данные законы действуют с непреложной силой. Таков, например, закон всемирного тяготения. Этот закон невозможно нарушить или проигнорировать; он действует совершенно независимо от того, нравится он кому-либо или нет.
Люди, однако, обладают сознанием; они способны обдумывать и оценивать происходящее в их жизни и в жизни общества в целом. Поэтому в одной и той же ситуации разные люди ведут себя неодинаково. Изменив оценку или получив дополнительную информацию, человек может по-новому выстраивать свои отношения и деятельность. Жизнь людей как граждан определенного государства подчиняется действующим в нем законам. Отсюда ясно, что законы, сознательно введенные для регулирования совместной жизни людей, отличаются по характеру своего действия от законов природы.
Независимость законов природы от человеческого сознания и воли означает их объективность. Но мы не можем относиться к самим себе и к другим людям только как к неодушевленным объектам. Мы не вправе ставить над людьми произвольные опыты, как это мы делаем, изучая физические или химические свойства предметов. Изучая жизнь человека и общества, мы можем выявлять закономерности, тенденции общественного развития.
Люди, однако, обладают сознанием; они способны обдумывать и оценивать происходящее в их жизни и в жизни общества в целом. Поэтому в одной и той же ситуации разные люди ведут себя неодинаково. Изменив оценку или получив дополнительную информацию, человек может по-новому выстраивать свои отношения и деятельность. Жизнь людей как граждан определенного государства подчиняется действующим в нем законам. Отсюда ясно, что законы, сознательно введенные для регулирования совместной жизни людей, отличаются по характеру своего действия от законов природы.
Независимость законов природы от человеческого сознания и воли означает их объективность. Но мы не можем относиться к самим себе и к другим людям только как к неодушевленным объектам. Мы не вправе ставить над людьми произвольные опыты, как это мы делаем, изучая физические или химические свойства предметов. Изучая жизнь человека и общества, мы можем выявлять закономерности, тенденции общественного развития.