Гоголь полюбил театр еще с детсва: отец играл в любительских спектаклях, сам сочинял небольшие комедии, так же играла на сцене и его мать. Во время учебы в Нежинской гимназии театр стал самым любимым увлечением писателя. «Вечера» имели большой успех, а Гоголь с увлечением берется за создание драматического произведения. И он обращается к комедии. Новаторство Гоголя-драматурга заключается в переносе на сцену комизма повседневной жизни. Рассматривая разные виды смеха, Гоголь развивает теорию «светлого», благородного смеха, который раскрывает «мелочи и пустоту жизни», рождается из осознания несоответствия идеалу. Первым драматическим опытом Гоголя стала незавершенная комедия «Владимир 3-й степени», он не закончил ее, так как понимал, что цензура не пропусит ее в свет. Гоголь решает взять с виду простой сюжет и пишет семейно-бытовую комедию «Женитьба» (1841), где изображает купеческую и чиновничью среды. Мечтая словом «исправлять людские нравы», Гоголь именно театр считает своеобразной «кафедрой», с которой «можно много сказать миру добра». Гоголь резко выступал против развлекательного театра: пустых водевилей и мелодрам. Драма должна нести жизненную правду, глубокое современное национальное содержание, типические характеры. Все это воплотилось в известной комедии «Ревизор» (1836). Выбор в качестве предмета изображения «повседневной обычной действительности» требовал новаторских художественных решений. Новаторство Гоголя проявилось в изобразительных и выразительных средствах: он убирает из комедии любовную интригу, завязывая действие не личной, а «общественною причиною». Вместо любовников, несговорчивых родителей на сцене появились живые характеры из повседневной жизни. Максимальное обобщение, яркая индивидуализация образов, концентрация пороков в отдельном человеке и в целом городе обусловлены задачей автора «собрать в кучу все дурное в России и разом высмеять всех». Кроме этого, необычна пьеса и по своему композиционному построению.