В каких художественных произведениях отражены особенности жизни и быта советских людей в 1930-е гг.? Насколько достоверно эти особенности воспроизведены?
Социалистический реализм открывает широкие возможности для проявления различных художественных манер и стилей. Единое по своим устремлениям, советское искусство включает в себя творчество таких не похожих друг на друга мастеров, как Б. В. Иогансон и М. В. Нестеров, А. А. Пластов и А. А. Дейнека, М. С. Сарьян и П. П. Кончаловский, П. Д. Корин и С. В. Герасимов.
В развитии советской тематической живописи конца 1920-х и 1930-х годов большую роль сыграло творчество Б. В. Иогансона.
Особенно ярко дарование живописца развернулось в таких произведениях, как «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). Обе эти работы можно назвать этапными в развитии советской живописи. И та и другая картина построены на драматическом столкновении. В отличие от более ранней картины Иогансона «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928), для которой характерна пространная описательность, сюжетное повествование в них немногословно. Художник отбирает самое главное и выразительное. Поэтому и лаконичная композиция, и богатый колорит, и, наконец, характеристики героев в обоих произведениях создают цельный и впечатляющий художественный образ. Построенные на противопоставлении двух противоположных общественных групп, двух враждебных классов, эти произведения с большой силой и страстностью раскрывают революционную борьбу пролетариата против своих угнетателей.
Основная композиционная мысль картины «Допрос коммунистов» хорошо определена самим автором: «Коммунисты, несмотря на то что они в плену, наступают, а белые загнаны в угол». Верное художественное решение позволяет художнику глубоко решить и идейную задачу: хотя коммунистов ждет смерть, они, морально побеждая своих врагов, остаются вечно живыми. Таких людей, сильных правотой своих убеждений, сильных волей партии и трудового народа, невозможно убить, уничтожить.
Ярко запоминающимися характеристиками героев, остро найденным сюжетно-композиционным решением отличается и другая картина Иогансона «На старом уральском заводе». И здесь драматический конфликт убедителен потому, что художник нашел живописно-пластические средства его раскрытия. Образы картины — результат глубокого творческого обобщения. В поединке взглядов рабочего и хозяина передано гораздо больше, чем только взаимоотношения двух людей. В нем показана обреченность класса эксплуататоров и огромная революционная сила пролетариата. Так же как и «Допрос коммунистов», эта картина, насыщенная революционным пафосом, написанная с большой силой живописной выразительности, вошла в золотой фонд произведений социалистического реализма.
В пейзажной живописи 1930-х годов происходит эволюция, связанная с духовным ростом всего советского общества. Характерное для предшествующего периода разделение между пейзажем индустриальным и лирическим в это время становится не столь заметным. Обе тенденции начинают сближаться между собой, образуя новое, более сложное единство. С одной стороны, в изображении природы художники приходят к более глубоким обобщениям, создавая пейзажи-картины. С другой — индустриальный пейзаж видоизменяется, включая в себя изображение девственной природы. Эта эволюция обнаруживается и в творчестве отдельных художников, например одного из зачинателей советского индустриального пейзажа Б. Н. Яковлева. Основной лейтмотив его творчества в 1930-е годы — природа, побеждаемая человеком («На Урале», 1955). О преобразовании природы трудом советских людей, об освоении Севера рассказывают произведения В. В. Крайнева («Водосброс на Туломской гидроэлектростанции», 1937). Общую тенденцию выражают и работы начинающего выступать в 1930-е годы Г. Г. Нисского. Обладающий острым чувством современности, художник не противопоставляет индустрию и технику природе. Эти два начала в его произведениях выступают в едином лирико-романтическом образе («Осень», 1932; «Яхта», 1935).
В развитии советской тематической живописи конца 1920-х и 1930-х годов большую роль сыграло творчество Б. В. Иогансона.
Особенно ярко дарование живописца развернулось в таких произведениях, как «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). Обе эти работы можно назвать этапными в развитии советской живописи. И та и другая картина построены на драматическом столкновении. В отличие от более ранней картины Иогансона «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928), для которой характерна пространная описательность, сюжетное повествование в них немногословно. Художник отбирает самое главное и выразительное. Поэтому и лаконичная композиция, и богатый колорит, и, наконец, характеристики героев в обоих произведениях создают цельный и впечатляющий художественный образ. Построенные на противопоставлении двух противоположных общественных групп, двух враждебных классов, эти произведения с большой силой и страстностью раскрывают революционную борьбу пролетариата против своих угнетателей.
Основная композиционная мысль картины «Допрос коммунистов» хорошо определена самим автором: «Коммунисты, несмотря на то что они в плену, наступают, а белые загнаны в угол». Верное художественное решение позволяет художнику глубоко решить и идейную задачу: хотя коммунистов ждет смерть, они, морально побеждая своих врагов, остаются вечно живыми. Таких людей, сильных правотой своих убеждений, сильных волей партии и трудового народа, невозможно убить, уничтожить.
Ярко запоминающимися характеристиками героев, остро найденным сюжетно-композиционным решением отличается и другая картина Иогансона «На старом уральском заводе». И здесь драматический конфликт убедителен потому, что художник нашел живописно-пластические средства его раскрытия. Образы картины — результат глубокого творческого обобщения. В поединке взглядов рабочего и хозяина передано гораздо больше, чем только взаимоотношения двух людей. В нем показана обреченность класса эксплуататоров и огромная революционная сила пролетариата. Так же как и «Допрос коммунистов», эта картина, насыщенная революционным пафосом, написанная с большой силой живописной выразительности, вошла в золотой фонд произведений социалистического реализма.