В каких условиях и как реформировалась внешняя политика России? Перечислите ее первые успехи и охарактеризуйте трудности в отношениях с Западом и Востоком.
«Бракоразводный процесс» бывших республик СССР пытался решить два вопроса: как делить до недавнего времени еще общее имущество и как рассчитываться с общими долгами? Решение второго вопроса взяла на себя Россия, ставшая правопреемницей СССР в отношении международных финансовых расчетов.
Более сложным стало решение вопроса с «имуществом». Взятый за основу принцип «каждый остается с тем, чем владеет» оказался единственно возможным в сложившейся ситуации. После проводившейся в Советском Союзе политики и практики произвольного установления многих чисто символических границ стать на путь территориальных споров значило просто взорвать постсоветское пространство. Так что согласие по вопросу о нерушимости тех границ между государствами СНГ, которые существовали в качестве союзных республик на момент ликвидации СССР, – достижение состоявшегося «бракоразводного процесса».
Но главной трагедией, ставшей итогом распада Союза, являются судьбы людей; за пределами Отечества оказались около 25 млн русских.
Проблема гражданских прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии приняла особенно острые формы. Русские оказались в положении людей «второго сорта», по отношению к которым активно проводится политика «выдавливания».
Осознание Россией своего места и роли на постсоветском пространстве проходит непросто. Так же как и понимание бывшими союзными республиками, а ныне партнерами по СНГ важности для них поддержания тесных не только экономических, но и политических, культурных связей, имеющих глубокие исторические корни. Стремление к сближению, заключающееся в провозглашении тесного союза двух государств, проявляется пока в отношениях между Россией и Белоруссией, хотя и здесь не обходится без сложностей.
В силу своего геополитического положения Россия осталась государством, с мощью и политическим весом которого бывшие союзные республики, составляющие ныне СНГ (куда не входят только государства Прибалтики и Грузии), не могут не считаться. Однако процессы сближения государств – членов Содружества идут трудно и противоречиво.
Более сложным стало решение вопроса с «имуществом». Взятый за основу принцип «каждый остается с тем, чем владеет» оказался единственно возможным в сложившейся ситуации. После проводившейся в Советском Союзе политики и практики произвольного установления многих чисто символических границ стать на путь территориальных споров значило просто взорвать постсоветское пространство. Так что согласие по вопросу о нерушимости тех границ между государствами СНГ, которые существовали в качестве союзных республик на момент ликвидации СССР, – достижение состоявшегося «бракоразводного процесса».
Но главной трагедией, ставшей итогом распада Союза, являются судьбы людей; за пределами Отечества оказались около 25 млн русских.
Проблема гражданских прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии приняла особенно острые формы. Русские оказались в положении людей «второго сорта», по отношению к которым активно проводится политика «выдавливания».
Осознание Россией своего места и роли на постсоветском пространстве проходит непросто. Так же как и понимание бывшими союзными республиками, а ныне партнерами по СНГ важности для них поддержания тесных не только экономических, но и политических, культурных связей, имеющих глубокие исторические корни. Стремление к сближению, заключающееся в провозглашении тесного союза двух государств, проявляется пока в отношениях между Россией и Белоруссией, хотя и здесь не обходится без сложностей.
В силу своего геополитического положения Россия осталась государством, с мощью и политическим весом которого бывшие союзные республики, составляющие ныне СНГ (куда не входят только государства Прибалтики и Грузии), не могут не считаться. Однако процессы сближения государств – членов Содружества идут трудно и противоречиво.