Выражение, возникшее на основе повести И. С. Тургенева “Дневник лишнего человека”, 1850 год.
“Лишними людьми” называли социально-психологический тип героев русской литературы 1-й половины 19 века. Название “лишний человек” вошло в употребление после “Дневника лишнего человека” И. С. Тургенева, но сам тип героя сложился раньше: Онегин (“Евгений Онегин”, 1823 – 1832 годы, А. С. Пушкина), Печорин (“Герой нашего времени”, 1840 год, М. Ю. Лермонтова), Бельтов (“Кто виноват?”! 1841 – 1846, А. И. Герцена). Сюда же относятся и герои И. С. Тургенева: Рудин (“Рудин”, 1856) и Лаврецкий (“Дворянское гнездо”, 1858 год). При всём внешнем различии “лишних людей” объединяло нечто общее: представители дворянских кругов, они были одиноки и чужды окружающей их среде, так как не могли примириться с действительностью и стояли выше её. Но для них характерна душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад между словом и делом. Критически относясь к окружающей среде, “лишние люди” не сумели найти в жизни настоящего применения своим силам, знаниям, и поэтому их благородные устремления, мечты о будущем остались неосуществлёнными. “Лишними” они казались в самодержавно-крепостнической стране, но в истории русской общественной мысли, в истории духовного развития передовой интеллигенции эти герои сыграли прогрессивную роль.
Конституцию Республики Беларусь. Это очень ответственный документ, который, кроме преамбулы, включает основную часть, состоящую из девяти разделов (некоторые из них разделены на главы). О значимости данных разделов можно судить уже по их названиям. Раздел I называется «Основы конституционного строя». Раздел II – «Личность, общество, государство». Раздел III – «Избирательная система. Референдум». Раздел IV – «Президент, Парламент, Правительство, суд». Раздел V – «Местное управление и самоуправление». Раздел VI – «Прокуратура. Комитет государственного контроля». Раздел VII – «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». Раздел VIII – «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения». Раздел IX – «Заключительные и переходные положения». Разделы и главы Конституции делятся на статьи; всего в ней 146 статей. Текст Конституции составляет основу Конституционного (или государственного) права.
Основная часть Конституции состоит из восьми разделов: разделы III, IV и VI состоят из глав (всего восемь глав).
В разделе I раскрываются основы конституционного строя. В нем дается характеристика белорусского государства как унитарного. демократического, социального, правового. В этом разделе закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа: содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и другие.
Раздел II посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
В разделе III фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. В конституциях других стран эти положения нередко отсутствуют.
Раздел IV, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. В нем закрепляются полномочия Главы государства, Парламента. Правительства, органов судебной власти.
Раздел V касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.
В разделе VI содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.
Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь
Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.
Заключительные и переходные положения помещены в разделе IX Конституции. Данный раздел позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могли быть исполнены сразу с введением в действие Конституции. В нем есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий, ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.
“Лишними людьми” называли социально-психологический тип героев русской литературы 1-й половины 19 века. Название “лишний человек” вошло в употребление после “Дневника лишнего человека” И. С. Тургенева, но сам тип героя сложился раньше: Онегин (“Евгений Онегин”, 1823 – 1832 годы, А. С. Пушкина), Печорин (“Герой нашего времени”, 1840 год, М. Ю. Лермонтова), Бельтов (“Кто виноват?”! 1841 – 1846, А. И. Герцена). Сюда же относятся и герои И. С. Тургенева: Рудин (“Рудин”, 1856) и Лаврецкий (“Дворянское гнездо”, 1858 год). При всём внешнем различии “лишних людей” объединяло нечто общее: представители дворянских кругов, они были одиноки и чужды окружающей их среде, так как не могли примириться с действительностью и стояли выше её. Но для них характерна душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад между словом и делом. Критически относясь к окружающей среде, “лишние люди” не сумели найти в жизни настоящего применения своим силам, знаниям, и поэтому их благородные устремления, мечты о будущем остались неосуществлёнными. “Лишними” они казались в самодержавно-крепостнической стране, но в истории русской общественной мысли, в истории духовного развития передовой интеллигенции эти герои сыграли прогрессивную роль.
Основная часть Конституции состоит из восьми разделов: разделы III, IV и VI состоят из глав (всего восемь глав).
В разделе I раскрываются основы конституционного строя. В нем дается характеристика белорусского государства как унитарного. демократического, социального, правового. В этом разделе закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа: содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и другие.
Раздел II посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
В разделе III фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. В конституциях других стран эти положения нередко отсутствуют.
Раздел IV, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. В нем закрепляются полномочия Главы государства, Парламента. Правительства, органов судебной власти.
Раздел V касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.
В разделе VI содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.
Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь
Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.
Заключительные и переходные положения помещены в разделе IX Конституции. Данный раздел позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могли быть исполнены сразу с введением в действие Конституции. В нем есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий, ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.