Литература второй половины XIX века обратилась к поиску нового героя в связи с общим ростом демократизма. В истории появилась новая движущая сила — разночинцы, которые сменили дворянство. В литературе тип «лишнего человека» был исчерпан: размышляющий, сомневающийся (рефлексирующий) герой уже не был героем времени. Последним «лишним человеком» в русской литературе был Илья Ильич Обломов — персонаж романа И.А. Гончарова. А одним из первых уловил и отразил в литературе новые веяния И.С. Тургенев. Героя-разночинца он представил еще в ранней повести «Андрей Колосов» (1844), но наиболее значительный его образ стал центральным в романе 1862 года «Отцы и дети» — это образ Евгения Базарова.
В 1860-е годы Н.Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?», герои которого Рахметов, Лопухов, Вера Павловна — так называемые «новые люди». Это люди труда, действия, созидатели новой морали.
Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» в образах Андрея Болконского, Пьера Безухова представил свое видение положительного героя. Его герои — искатели истины, постигающие ее на трудном пути ошибок и разочарований, мучительных раздумий и решительных действий.
В романе «Идиот» (1868) Ф.М. Достоевский отразил свои поиски «положительно прекрасного человека». Его князь Мышкин — «князь Христос» стремится создать «земной рай», преодолевая зло и насилие лишь проповедью добра.
Н.С. Лесков создает яркий, красочный, полусказочный мир, герои которого — одаренные русские люди, богатыри и праведники. Один из них — Иван Северьянович Флягин, герой повести «Очарованный странник» (1873). Н.С. Лесков, обладая уникальным даром изображать положительных героев более убедительно, чем отрицательных, создает цикл рассказов о праведниках, в который кроме названного произведения вошли «Несмертельный Голован», «Левша» и др. М. Горький назвал праведников Лескова «маленькими великими людьми», а сам он объяснял свое понимание праведничества в статье «О героях и праведниках» (1881).
В 1860-е годы Н.Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?», герои которого Рахметов, Лопухов, Вера Павловна — так называемые «новые люди». Это люди труда, действия, созидатели новой морали.
Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» в образах Андрея Болконского, Пьера Безухова представил свое видение положительного героя. Его герои — искатели истины, постигающие ее на трудном пути ошибок и разочарований, мучительных раздумий и решительных действий.
В романе «Идиот» (1868) Ф.М. Достоевский отразил свои поиски «положительно прекрасного человека». Его князь Мышкин — «князь Христос» стремится создать «земной рай», преодолевая зло и насилие лишь проповедью добра.
Н.С. Лесков создает яркий, красочный, полусказочный мир, герои которого — одаренные русские люди, богатыри и праведники. Один из них — Иван Северьянович Флягин, герой повести «Очарованный странник» (1873). Н.С. Лесков, обладая уникальным даром изображать положительных героев более убедительно, чем отрицательных, создает цикл рассказов о праведниках, в который кроме названного произведения вошли «Несмертельный Голован», «Левша» и др. М. Горький назвал праведников Лескова «маленькими великими людьми», а сам он объяснял свое понимание праведничества в статье «О героях и праведниках» (1881).