1) Alisher Navoiy o'z hayotini ilmga bag'ishlagan inson bo'lgan. Husayn Boyqaroning vaziri bo'lgan vaqtida ham doimo davlatda tichlik saqlashga harakat qilgan. U yangi-yangi iste'dodlarni topib ularga homiylik qilgan, rivojlantirgan va ko'targan. U juda ko'p bilimli insonlarni yetishtirgan.
2) "Boburnoma" memuar asari, o'sha hammamiz bilgan, o'n to'rt yoshida Afg'oniston va Hindistonni zabt etgan Bobur haqida . Muhammad Bobur buyuk imperiya yaratgan edi. U bosib o'tgan yo'l va boshidan kechirganlari "Boburnoma" asarida o'z aksini topgan.
3) Bu asarda Boburning bosib o'tgan yo'llari va o'sha davrdan lavhalar yoritilgan. Shuningdek, shahar va qishloqlar haqidagi ma'lumotlar, tuli xalqlarning urf-odatlari, adabiyoti va san'ati aks ettirilgan.
Льва Николаевича Толстого (1828-1910) часто упрекали в противоречивости, а между тем, кажется, не было в мире человека, который бы с такой последовательностью пронес через всю жизнь одну и ту же идею - идею о нравственном самоусовершенствовании. Вот почему его нравственное учение, изложенное им, главным образом, в его дневниках, представляет собою последовательный внутриэтический эволюционизм. Его автор пришел к нему еще в юности, отправляясь от эволюционистского взгляда на весь мир.
«Начну ли я рассуждать, глядя на природу, - писал в своем первом дневнике девятнадцатилетний Л.Н.Толстой, - я вижу, что все в ней постоянно развивается и что каждая составная часть ее бессознательно к развитию других частей; человек же, так как он есть такая же часть природы, но одаренная сознанием, должен так же, как и другие части, но сознательно употребляя свои душевные стремиться к развитию всего существующего. Стану ли я руссуждать, глядя на историю, я вижу, что весь род человеческий постоянно стремился к достижению этой цели. Стану ли рассуждать рационально, то есть рассматривая одни душевные человека, то в душе каждого человека нахожу бессознательное стремление, которое составляет необходимую потребность его души. Стану ли рассуждать, глядя на историю философии, найду, что везде и всегда люди приходили к заключению, что цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества. Стану ли рассуждать, глядя на богословию, найду, что у всех почти народов признается существо совершенное, стремиться к достижению которого признается целью всех людей. И так я, кажется, без ошибки за цель моей жизни могу принять сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего» (Толстой Л.Н. Собр. соч., т.19. - М., 1965. - С.39).
«Сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего» приобретают у Л.Н.Толстого со временем более ясные очертания: он приходит к идее о нравственном самоусовершенствовании. На склоне своей жизни, в 1904 г., он писал в дневнике: «Зачем нужно… то, чтобы мы совершенствовались, я… могу только догадываться… Это нужно для того, чтобы было осуществлено наибольшее благо как отдельных личностей, так и совокупностей их, так как ничто так не содействует благу и тех и других, как стремление к совершенствованию… Я несомненно знаю, что в этом закон и цель нашей жизни. Знаю я это по трем самым убедительным доводам: потому что, во-1-ых, вся наша жизнь есть стремление к благу, то есть к улучшению своего положения. Совершенствование же есть самое несомненное улучшение своего положения… Во-2-ых, это одна-единственная деятельность из всех человеческих деятельностей, которая не может быть остановлена и которая в стеснениях, страданиях, болезнях, самой смерти может совершаться так же свободно, как и всегда… Третье доказательство того, что это есть назначение человека, то, что для человека, сознательно поставившего себе эту деятельность целью, исчезает все то, что мы называем злом, или, скорее, претворяется в добро. Гонения, оскорбления, нужда, телесные страдания, болезни свои и близких людей, смерти друзей и своя, все это человек принимает как то, что не только должно быть, но что нужно ему для его совершенствования» (т.20. - С.203).
В дневнике за 1847 г. мы находим у молодого Л.Н.Толстого семь видов правил для совершенствования:
1) правила для развития воли телесной («Каждое утро назначай все, что ты должен делать в продолжение целого дня», «Спи как можно меньше»);
2) правила для развития воли чувственной («Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную», «Всегда говори правду», «Отдаляйся от женщин», «Убивай трудами свои похоти»);
3) правила для развития воли разумной («Когда ты занимаешься, старайся, чтобы все умственные были устремлены на этот предмет»);
4) правила для развития памяти («Составляй конспект из всего, чем занимаешься, и учи его наизусть», «Каждый день учить стихи на таком языке, который ты слабо знаешь»);
5) правила для развития деятельности («Старайся дать уму как можно больше пищи»);
6) правила для развития чувства любви и уничтожения чувства самолюбия («Каждого ближнего люби так же, как и самого себя, но двух ближних люби более, нежели себя»);
7) правила для развития обдуманности («Всякий предмет осматривай со всех сторон», «Рассматривай причины всякого явления и могущие быть от него последствия») (т.19. - С.41-46).
Зрелый Л.Н.Толстой будет реже составлять для себя правила в такой, повелительной, форме, но даже и у него мы можем найти следующее: «Избегай всего, что разъединяет людей, и делай все то, что соединяет их» (т.20. - С.267), «Смотри с любовью на мир и людей, и он так же будет смотреть на тебя» (С.281), «Нет ничего хуже оглядывания на свое приближение к совершенству. Попробуй идти и думать о том, сколько осталось» (С.284), «Нужно два: любовь и правда. Первое я знал. Надо работать над вторым. Нет, три: воздержание, правда и любовь» (С.289), «Не нужно бояться суждений людей…» (С.305).
1) Alisher Navoiy o'z hayotini ilmga bag'ishlagan inson bo'lgan. Husayn Boyqaroning vaziri bo'lgan vaqtida ham doimo davlatda tichlik saqlashga harakat qilgan. U yangi-yangi iste'dodlarni topib ularga homiylik qilgan, rivojlantirgan va ko'targan. U juda ko'p bilimli insonlarni yetishtirgan.
2) "Boburnoma" memuar asari, o'sha hammamiz bilgan, o'n to'rt yoshida Afg'oniston va Hindistonni zabt etgan Bobur haqida . Muhammad Bobur buyuk imperiya yaratgan edi. U bosib o'tgan yo'l va boshidan kechirganlari "Boburnoma" asarida o'z aksini topgan.
3) Bu asarda Boburning bosib o'tgan yo'llari va o'sha davrdan lavhalar yoritilgan. Shuningdek, shahar va qishloqlar haqidagi ma'lumotlar, tuli xalqlarning urf-odatlari, adabiyoti va san'ati aks ettirilgan.
Льва Николаевича Толстого (1828-1910) часто упрекали в противоречивости, а между тем, кажется, не было в мире человека, который бы с такой последовательностью пронес через всю жизнь одну и ту же идею - идею о нравственном самоусовершенствовании. Вот почему его нравственное учение, изложенное им, главным образом, в его дневниках, представляет собою последовательный внутриэтический эволюционизм. Его автор пришел к нему еще в юности, отправляясь от эволюционистского взгляда на весь мир.
«Начну ли я рассуждать, глядя на природу, - писал в своем первом дневнике девятнадцатилетний Л.Н.Толстой, - я вижу, что все в ней постоянно развивается и что каждая составная часть ее бессознательно к развитию других частей; человек же, так как он есть такая же часть природы, но одаренная сознанием, должен так же, как и другие части, но сознательно употребляя свои душевные стремиться к развитию всего существующего. Стану ли я руссуждать, глядя на историю, я вижу, что весь род человеческий постоянно стремился к достижению этой цели. Стану ли рассуждать рационально, то есть рассматривая одни душевные человека, то в душе каждого человека нахожу бессознательное стремление, которое составляет необходимую потребность его души. Стану ли рассуждать, глядя на историю философии, найду, что везде и всегда люди приходили к заключению, что цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества. Стану ли рассуждать, глядя на богословию, найду, что у всех почти народов признается существо совершенное, стремиться к достижению которого признается целью всех людей. И так я, кажется, без ошибки за цель моей жизни могу принять сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего» (Толстой Л.Н. Собр. соч., т.19. - М., 1965. - С.39).
«Сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего» приобретают у Л.Н.Толстого со временем более ясные очертания: он приходит к идее о нравственном самоусовершенствовании. На склоне своей жизни, в 1904 г., он писал в дневнике: «Зачем нужно… то, чтобы мы совершенствовались, я… могу только догадываться… Это нужно для того, чтобы было осуществлено наибольшее благо как отдельных личностей, так и совокупностей их, так как ничто так не содействует благу и тех и других, как стремление к совершенствованию… Я несомненно знаю, что в этом закон и цель нашей жизни. Знаю я это по трем самым убедительным доводам: потому что, во-1-ых, вся наша жизнь есть стремление к благу, то есть к улучшению своего положения. Совершенствование же есть самое несомненное улучшение своего положения… Во-2-ых, это одна-единственная деятельность из всех человеческих деятельностей, которая не может быть остановлена и которая в стеснениях, страданиях, болезнях, самой смерти может совершаться так же свободно, как и всегда… Третье доказательство того, что это есть назначение человека, то, что для человека, сознательно поставившего себе эту деятельность целью, исчезает все то, что мы называем злом, или, скорее, претворяется в добро. Гонения, оскорбления, нужда, телесные страдания, болезни свои и близких людей, смерти друзей и своя, все это человек принимает как то, что не только должно быть, но что нужно ему для его совершенствования» (т.20. - С.203).
В дневнике за 1847 г. мы находим у молодого Л.Н.Толстого семь видов правил для совершенствования:
1) правила для развития воли телесной («Каждое утро назначай все, что ты должен делать в продолжение целого дня», «Спи как можно меньше»);
2) правила для развития воли чувственной («Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную», «Всегда говори правду», «Отдаляйся от женщин», «Убивай трудами свои похоти»);
3) правила для развития воли разумной («Когда ты занимаешься, старайся, чтобы все умственные были устремлены на этот предмет»);
4) правила для развития памяти («Составляй конспект из всего, чем занимаешься, и учи его наизусть», «Каждый день учить стихи на таком языке, который ты слабо знаешь»);
5) правила для развития деятельности («Старайся дать уму как можно больше пищи»);
6) правила для развития чувства любви и уничтожения чувства самолюбия («Каждого ближнего люби так же, как и самого себя, но двух ближних люби более, нежели себя»);
7) правила для развития обдуманности («Всякий предмет осматривай со всех сторон», «Рассматривай причины всякого явления и могущие быть от него последствия») (т.19. - С.41-46).
Зрелый Л.Н.Толстой будет реже составлять для себя правила в такой, повелительной, форме, но даже и у него мы можем найти следующее: «Избегай всего, что разъединяет людей, и делай все то, что соединяет их» (т.20. - С.267), «Смотри с любовью на мир и людей, и он так же будет смотреть на тебя» (С.281), «Нет ничего хуже оглядывания на свое приближение к совершенству. Попробуй идти и думать о том, сколько осталось» (С.284), «Нужно два: любовь и правда. Первое я знал. Надо работать над вторым. Нет, три: воздержание, правда и любовь» (С.289), «Не нужно бояться суждений людей…» (С.305).