Визначити беззбитковий обсяг виробництва для ТОВ «Атлант» за наступними даними: чистий дохід – 5120 тис. грн, інші операційні доходи – 180 тис. грн; собівартість реалізованої продукції – 3240 тис. грн, адміністративні витрати – 120 тис. грн, витрати на збут – 180 тис. грн, інші операційні витрати – 250 тис. грн.
Могут ли дисциплины, вошедшие в обязательный список для того или иного направления подготовки, сохранять свою актуальность спустя значительное время без изменений в трактовке ключевых своих понятий? Резонно предположить, что могут, однако далеко не все и в разной степени. По мере новых открытий и постепенного прогресса кардинально меняются естественнонаучные дисциплины, в то время как гуманитарные могут сохранять верность традиционным концепциям, намеченным десятилетия назад. Не ставя перед собой задачу рассмотреть ни причины этого явления, ни общие вопросы актуализации «консервативных» дисциплин, мы бы хотели остановиться на отдельно взятом примере и продемонстрировать, как расширение, уточнение и актуализация основополагающих понятий учебного курса может привести к выдающимся результатам. Дисциплина «Технический рисунок», преподаваемая в ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», предназначена для бакалавров направления подготовки «Графический дизайн» и «Средовой дизайн» (технический рисунок применительно к дизайну костюма в настоящей статье не рассматривается). Официально утвержденная концепция гласит, что «Дисциплина… направлена на формирование у студентов знаний о сути и сфере применения технического рисунка, а также о его разновидностях, смежных формах творчества и практической реализации на готовых изделиях». Эта формулировка возвращает нас к вопросам толкования термина «Технический рисунок», поскольку именно от особенностей трактовки зависит, какую информацию следует преподносить студентам. В узком и более консервативном смысле технический рисунок (ситуативный синоним – эскиз) понимается как наглядное изображение имеющегося или проектируемого объекта, выполненного с соблюдением пропорций от руки [4]. Цель выполнения технического рисунка в этой трактовке – быстрое выражение и фиксация задумки; демонстрация особенностей формы и строения объекта; сопровождение чертежа, делающее его более доступным и быстрее воспринимаемым. Из этого естественным образом произрастают основные требования к техническому рисунку такого рода: он должен обладать полнотой информации об изображаемом объекте, быть легко читаемым и просто выполняемым [3]. Такой эскиз, несмотря на определенную «вольность» по сравнению с чертежом, строится в аксонометрических проекциях (чаще – в изометрии), дополняется штриховкой или оттенением, и не может быть использован как самостоятельный документ для изготовления объекта (за исключением простейших деталей). Главный недостаток такой трактовки понятия - ее предельно узкая направленность: «технический рисунок» выступает только как несамостоятельный придаток, причем только к чертежам.
Достижения современной биологии и биохимии свидетельствуют, что коацерваты реагируют на воздействия, полезные и вредные для усвоения веществ и тех условий, при которых они происходят. Индиферентные же воздействия не вызывают реакции. Это свойство коацерватов называется раздражительностью. Раздражительность живой материи является основным свойством, что проявляется во время перехода от неорганической материи к органической. Раздражительность характерна для растительной стадии развития.
На стадии возникновения жизни живые существа начинают реагировать не только на биотичные воздействия, входящие в процесс обмена веществ, но и на нейтральные, небиотичные воздействия, если они сигнализируют о появлении жизненно важных (биотических) воздействий реагировать на нейтральные раздражения, которые сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий, называют чувствительностью. Появление чувствительности является признаком возникновения психики.