Для нашого дихання потрібне чисте повітря з достатнім вмістом кисню. Але в містах, де всі дороги забиті автомобілями, повітря забруднене їх вихлопними газами. Значно забруднюють повітря і викиди із заводів і фабрик. Зате в лісах і парках дихається дуже легко, тому що наші зелені помічники поглинають шкідливий вуглекислий газ, а виділяють кисень. Виробляють кисень і морські водорості, тому повітря на морському узбережжі таке цілюще. Але зараз люди намагаються зменшити шкідливі викиди в атмосферу. Створюються автомобільні двигуни, що працюють на електричній і навіть сонячної енергії. Замість теплових електростанцій будують атомні і сонячні.
Заселение русскими современной территории Алтайского края началось сравнительно поздно, когда уже были пройдены огромные пространства Сибири от Урала до Тихого океана. В 1709 году была возведена небольшая крепость при слиянии Бии и Катуни. В 1760 году к Алтайским горам направили большую группу старообрядцев от западных границ государства. Они были расселены компактной группой. Местное население называло их «поляками», так как выселены были они с территории, принадлежащее некоторое время Польше. «Поляки» стали первой группой переселенцев из южной части России. Старообрядцы держались особняком в силу своей религиозной замкнутости, отдельными селениями. К середине 19 века «поляки» составляли в Бийском уезде более 80% населения. Рядом с ними селились ссыльные из различных мест Европейской части страны. К середине 19 века Алтайское, Смоленское, Сростенское стали крупными населенными пунктами. Первые сведения об Алтайском относятся к 1808 году, о Сростенском - к 1811 году.
С начала 19 века в Алтайском округе стали появляться неизвестные странники. Останавливались в деревнях, нанимались на работу к зажиточным сибирякам, заводили разговоры, выспрашивали о дорогах. Некоторые имели при себе старинные книги, другие показывали «маршруты». В 1839 году в д. Каянча двое пришедших из Пермской губернии за работой разговорились и признались, что идут в святую страну Беловодье. «Маршрут» указывал на алтайские деревни: Красноярская, Сетовская, Усть-Убинская. На Алтае есть немало названий белых вод. Но выражение «белая земля» сохраняло старинное значение слова «белый» - чистый, свободный, вольный.
Начало поиска Беловодья относится ко времени реформы патриарха Никона – 17 веку. Никон стремился выправить богослужение, приблизив его к греческому образцу, который считался более древним и потому более надежным. Реформа Никона вылилась в массу частных несуществующих поправок, касавшихся крещения, поминовения, заключения брака, церковных песнопений и звонов, а также – формы креста. Противники Никона восприняли эти изменения как введение новой «незнаемой» веры и не желали подчиниться. Последователи старой веры были преданы вечному проклятию. Царь поддержал реформу. По указам 1666 – 1667г.г., еретики должны были подвергаться наказанию. Произошел раскол в среде верующих.
от преследователей, старообрядцы бежали на окраины государства – в Сибирь- и даже за его пределы. В скитах по берегам Катуни, в алтайских горах немало раскольников.
В.А. Липинская «Старожилы и переселенцы» Москва,»Наука» 1996г.
Типология русских говоров на Алтае.
Для старожильческих говоров характерно аканье – неразличение о,а в безударных слогах (гълава, нага, трава) с отстатками элементов оканья в говорах, сложившихся на северо-русской основе (нога, трава) . произношение безударных гласных после мягких согласных представлено несколькими типами: иканье (рика, нису, питак), екаье с переходом иканья (река, несу, петак), и наиболее распространенное яканье (ряка нясу пятак).
Наиболее устоявшимися диалектными особенностями в произношении согласных являются твердость долгих шипящих (шшуритса) и конечных губных согласных (сем, восем); утрата т в конечном сочетании ст, сьт (тесь, мос, кресс) и начального в перед з, с (здумать, стренуть); утрата затвора звуками ч, ц (шьай, улиса) и произношение в перед о (вокунь, вулиса).
Окончание –е в род. П. ед. ч. Существительных (у сестре) и в род., дат., предл, п. существительных 3 скл. (у пече, к пече, на пече); оконя\чание –у в род. П. ед.ч.существительных м. р. (с огороду, с лесу) и -ов во мн. Ч. Сущ. Ср .р (делов) стяжение формы прилагательных (красна рябина) и глаголов (знашь, знат, знам).
В говорах новоселов сохраняются основные противопоставленные диалектные различия, хотя они сильно «расшатаны» под воздействием интеграции (сближения) с говорами соседей.(как на севере и юге
Для нашого дихання потрібне чисте повітря з достатнім вмістом кисню. Але в містах, де всі дороги забиті автомобілями, повітря забруднене їх вихлопними газами. Значно забруднюють повітря і викиди із заводів і фабрик. Зате в лісах і парках дихається дуже легко, тому що наші зелені помічники поглинають шкідливий вуглекислий газ, а виділяють кисень. Виробляють кисень і морські водорості, тому повітря на морському узбережжі таке цілюще. Але зараз люди намагаються зменшити шкідливі викиди в атмосферу. Створюються автомобільні двигуни, що працюють на електричній і навіть сонячної енергії. Замість теплових електростанцій будують атомні і сонячні.
Заселение русскими современной территории Алтайского края началось сравнительно поздно, когда уже были пройдены огромные пространства Сибири от Урала до Тихого океана. В 1709 году была возведена небольшая крепость при слиянии Бии и Катуни. В 1760 году к Алтайским горам направили большую группу старообрядцев от западных границ государства. Они были расселены компактной группой. Местное население называло их «поляками», так как выселены были они с территории, принадлежащее некоторое время Польше. «Поляки» стали первой группой переселенцев из южной части России. Старообрядцы держались особняком в силу своей религиозной замкнутости, отдельными селениями. К середине 19 века «поляки» составляли в Бийском уезде более 80% населения. Рядом с ними селились ссыльные из различных мест Европейской части страны. К середине 19 века Алтайское, Смоленское, Сростенское стали крупными населенными пунктами. Первые сведения об Алтайском относятся к 1808 году, о Сростенском - к 1811 году.
С начала 19 века в Алтайском округе стали появляться неизвестные странники. Останавливались в деревнях, нанимались на работу к зажиточным сибирякам, заводили разговоры, выспрашивали о дорогах. Некоторые имели при себе старинные книги, другие показывали «маршруты». В 1839 году в д. Каянча двое пришедших из Пермской губернии за работой разговорились и признались, что идут в святую страну Беловодье. «Маршрут» указывал на алтайские деревни: Красноярская, Сетовская, Усть-Убинская. На Алтае есть немало названий белых вод. Но выражение «белая земля» сохраняло старинное значение слова «белый» - чистый, свободный, вольный.
Начало поиска Беловодья относится ко времени реформы патриарха Никона – 17 веку. Никон стремился выправить богослужение, приблизив его к греческому образцу, который считался более древним и потому более надежным. Реформа Никона вылилась в массу частных несуществующих поправок, касавшихся крещения, поминовения, заключения брака, церковных песнопений и звонов, а также – формы креста. Противники Никона восприняли эти изменения как введение новой «незнаемой» веры и не желали подчиниться. Последователи старой веры были преданы вечному проклятию. Царь поддержал реформу. По указам 1666 – 1667г.г., еретики должны были подвергаться наказанию. Произошел раскол в среде верующих.
от преследователей, старообрядцы бежали на окраины государства – в Сибирь- и даже за его пределы. В скитах по берегам Катуни, в алтайских горах немало раскольников.
В.А. Липинская «Старожилы и переселенцы» Москва,»Наука» 1996г.
Типология русских говоров на Алтае.
Для старожильческих говоров характерно аканье – неразличение о,а в безударных слогах (гълава, нага, трава) с отстатками элементов оканья в говорах, сложившихся на северо-русской основе (нога, трава) . произношение безударных гласных после мягких согласных представлено несколькими типами: иканье (рика, нису, питак), екаье с переходом иканья (река, несу, петак), и наиболее распространенное яканье (ряка нясу пятак).
Наиболее устоявшимися диалектными особенностями в произношении согласных являются твердость долгих шипящих (шшуритса) и конечных губных согласных (сем, восем); утрата т в конечном сочетании ст, сьт (тесь, мос, кресс) и начального в перед з, с (здумать, стренуть); утрата затвора звуками ч, ц (шьай, улиса) и произношение в перед о (вокунь, вулиса).
Окончание –е в род. П. ед. ч. Существительных (у сестре) и в род., дат., предл, п. существительных 3 скл. (у пече, к пече, на пече); оконя\чание –у в род. П. ед.ч.существительных м. р. (с огороду, с лесу) и -ов во мн. Ч. Сущ. Ср .р (делов) стяжение формы прилагательных (красна рябина) и глаголов (знашь, знат, знам).
В говорах новоселов сохраняются основные противопоставленные диалектные различия, хотя они сильно «расшатаны» под воздействием интеграции (сближения) с говорами соседей.(как на севере и юге