Во второй половине 60-х — 70-е гг. были сделаны попытки реформирования экономики, особенно промышленности и сельского хозяйства. Какие конкретно? К чему они привели?
Мартовский Пленум ЦК КПСС 1965 г. определил новую стратегию развития аграрного сектора экономики. Помимо общего повышения закупочных цен, вводились надбавки (до 50 %) к ценам на сверхплановую продукцию. Была установлена гарантированная денежная оплата труда колхозников, повышена их личная заинтересованность в результатах труда, прекращены эксперименты псевдокоммунистического толка (например, насаждение агрогородов), сняты ограничения в отношении развития личных подсобных хозяйств и др. Однако непоследовательность, половинчатость принятых мер, а также неистребимый в среде партийно-государственной номенклатуры инстинкт решать проблемы села административными методами во многом обесценили эффективность принятых решений. Темпы прироста сельскохозяйственной продукции были несопоставимы с огромными государственными вложениями в аграрный сектор. Страна по-прежнему «докупала» хлеб за границей. Некоторые продукты (например, мясо) в государственной торговле становились дефицитом. Нищала, умирала деревня российского Нечерноземья.
Сентябрьский Пленум ЦК КПСС 1965 г. провозгласил принципы реформы промышленного производства. Была поставлена точка на хрущевском эксперименте с совнархозами.
С отменой территориального принципа управления промышленностью восстанавливался отраслевой принцип – через министерства. Это позволяло концентрировать ресурсы в масштабах отрасли в деле осуществления единой, свободной от местнических интересов, государственной стратегии научно-технического прогресса. Реформа, таким образом, делала шаг вперед на пути к «рыночному социализму».
Однако для реализации принципов реформы в полном объеме требовался немалый политический и социальный риск на грани социализма и капитализма, а может быть, и с переходом этой грани. Этого ни Брежнев, ни его преемники (Ю. В. Андропов и К. У. Черненко) допустить не могли. Этого не позволила бы и выдвинувшая их партийно-государственная номенклатура.
Сентябрьский Пленум ЦК КПСС 1965 г. провозгласил принципы реформы промышленного производства. Была поставлена точка на хрущевском эксперименте с совнархозами.
С отменой территориального принципа управления промышленностью восстанавливался отраслевой принцип – через министерства. Это позволяло концентрировать ресурсы в масштабах отрасли в деле осуществления единой, свободной от местнических интересов, государственной стратегии научно-технического прогресса. Реформа, таким образом, делала шаг вперед на пути к «рыночному социализму».
Однако для реализации принципов реформы в полном объеме требовался немалый политический и социальный риск на грани социализма и капитализма, а может быть, и с переходом этой грани. Этого ни Брежнев, ни его преемники (Ю. В. Андропов и К. У. Черненко) допустить не могли. Этого не позволила бы и выдвинувшая их партийно-государственная номенклатура.