Ведущий художественный прием в изображении жизни природы — олицетворение. Стихотворение построено как монолог листьев. Их век короток, но ярок. Это «легкое племя» не хочет вечно зеленеть, подобно соснам и елям; для описания этих деревьев подобрана сниженная лексика: торчат, спят, тощая зелень, иглы ежа, ввек не свежа. Листья — лишь гости на празднике «красного лета», они стремятся прочь от «докучных ветвей». Их страстное желание подчеркивается обращением с усилительной частицей («О буйные ветры, скорее, скорей!»), настойчивыми повторами слов и глаголами повелительного наклонения {скорее, скорей, скорей; летите, летите, летим; сорвите, сорвите, умчите). Листья — символ яркой, но краткой жизни
Темп стихотворения несколько замедленный. Он задается с первой строки: «Неохотно и несмело...» Тютчев изображает постепенное приближение грозы, приготовления к ней природы: олицетворение принахмурилась земля создает настроение, усиленное глаголом с двумя приставками, как бы продлевающими действие, придающими изображению фольклорную окраску {неохотно, принахмурилась, исподлобья, ну — слова разговорные, даже просторечные). Безглагольность второй строфы (назывные предложения: «Ветра теплого порывы, / Дальний гром и дождь порой... / Зеленеющие нивы / Зеленее под грозой») и многоточие создают ощущение напряженного ожидания