Первая публикация М.Е. Салтыкова-Щедрина — стихотворение «Лира» — состоялась в марте 1841 года, когда будущий писатель учился в Царскосельском лицее. Эту дату можно считать началом первого периода творчества Щедрина, который ознаменовался выходом в свет повестей «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), а также написанием рецензий для «Современника». Первые ученические произведения не только не принесли признания начинающему литератору, но и послужили поводом к ссылке в Вятку. Связанный с ней перерыв в творчестве длился почти восемь лет.
Вернувшись в Петербург после смерти Николая I, писатель сразу начинает работу над «Губернскими очерками» (1856—1857). Эта значительно более зрелая работа приносит автору признание и популярность. Но уже в 1858 году Салтыкова-Щедрина переводят в Тверь, и писатель из-за большой занятости на государственной службе вновь отходит от литературы.
В 1862 году Салтыков-Щедрин выходит в отставку и получает возможность заниматься только литературой. Писатель активно сотрудничает с «Современником» и за 1863—1864 годы публикует в журнале 68 произведений, среди которых первые рассказы из цикла «Помпадуры и помпадурши». В этих произведениях начинает формироваться столь узнаваемый стиль писателя. Однако из-за тяжелого материального положения ему опять приходится возвратиться на службу.
Только в 1868 году Салтыков-Щедрин окончательно уйдет в отставку. С этой даты начинается самый плодотворный период в творческой биографии сатирика. Он становится редактором журнала «Отечественные записки» и публикует в нем циклы «Письма о провинции» (1868), «Признаки времени» (1868), «Господа ташкентцы» (1869—1872), «Благонамеренные речи» (1872—1876), знаменитую «Историю одного города» (1869—1870) и романы «Господа Головлевы» (1875—1880), «Современная идиллия» (1877—1883). К этому периоду относится и написание «Сказок» (1869—1886), в которых наиболее полно отразился окончательно оформившийся стиль Щедрина, основанный на иносказаниях, тонком юморе, меткой сатире, элементах народного творчества.
Черту под своими жизненными наблюдениями сатирик подводит в последних произведениях — цикле «Мелочи жизни» (1868—1887) и книге «Пошехонская старина» (1887—1889). Писатель не успел опубликовать полное собрание своих сочинений — его жизнь оборвалась 28 апреля (10 мая) 1889 года.
Вернувшись в Петербург после смерти Николая I, писатель сразу начинает работу над «Губернскими очерками» (1856—1857). Эта значительно более зрелая работа приносит автору признание и популярность. Но уже в 1858 году Салтыкова-Щедрина переводят в Тверь, и писатель из-за большой занятости на государственной службе вновь отходит от литературы.
В 1862 году Салтыков-Щедрин выходит в отставку и получает возможность заниматься только литературой. Писатель активно сотрудничает с «Современником» и за 1863—1864 годы публикует в журнале 68 произведений, среди которых первые рассказы из цикла «Помпадуры и помпадурши». В этих произведениях начинает формироваться столь узнаваемый стиль писателя. Однако из-за тяжелого материального положения ему опять приходится возвратиться на службу.
Только в 1868 году Салтыков-Щедрин окончательно уйдет в отставку. С этой даты начинается самый плодотворный период в творческой биографии сатирика. Он становится редактором журнала «Отечественные записки» и публикует в нем циклы «Письма о провинции» (1868), «Признаки времени» (1868), «Господа ташкентцы» (1869—1872), «Благонамеренные речи» (1872—1876), знаменитую «Историю одного города» (1869—1870) и романы «Господа Головлевы» (1875—1880), «Современная идиллия» (1877—1883). К этому периоду относится и написание «Сказок» (1869—1886), в которых наиболее полно отразился окончательно оформившийся стиль Щедрина, основанный на иносказаниях, тонком юморе, меткой сатире, элементах народного творчества.
Черту под своими жизненными наблюдениями сатирик подводит в последних произведениях — цикле «Мелочи жизни» (1868—1887) и книге «Пошехонская старина» (1887—1889). Писатель не успел опубликовать полное собрание своих сочинений — его жизнь оборвалась 28 апреля (10 мая) 1889 года.