Примерный план энциклопедии:
I. морской транспорт традиционного общества –
1) первобытная эпоха –
а - первый опыт
(пояснение: появление водного транспорта от плывущего по воде бревна к плоту и настоящей лодке),
б - дальние странствия
(пояснение: самые впечатляющие примеры мореплавания первобытных людей – суда, благодаря которым они заселили Австралию, Океанию и острова Тихого океана);
2) робкие шаги первых цивилизаций –
а - Древняя Месопотамия,
б - Древний Египет
(пояснение: следует не забыть об опыте современной реконструкции – плаваниях Ра I и Ра II),
в - Древний Китай,
г - мезоамериканские цивилизации;
3) парусно-гребные суда на широких морских просторах
(пояснение: суда древних цивилизация также порой были парусно-гребными, но нет сведений, чтобы они совершали такие дальние плавания как финикийцы и другие герои этого раздела) –
а - финикийцы,
б - античные суда
(пояснение: их развитие и различные типы эпохи расцвета),
в - германцы
(пояснение: включает суда германских завоевателей Западной Римской империи, включая вандалов, также драккары викингов),
г - ломбардцы
(пояснение: суда торговых республик Северной Италии);
4) ловя ветер
(пояснение: суда, которые могли двигаться только с помощью парусов, не используя вёсла) –
а - арабские предтечи
(пояснение: первое использование косого паруса, а также объяснение, почему такая форма позволяла идти вперёд при боковом ветре),
б - роль Балтики
(пояснение: использование судов типа когг – прямых предшественников европейских кораблей Нового времени),
в - Великие географические открытия
(пояснение: суда той эпохи, сочетавшие форму когга, косые и прямые паруса),
г - расцвет парусного флота
(пояснение: европейские суда XVII-XVIII веков, их многочисленные типы),
д - последний всплеск перед исчезновением
(пояснение: парусные суда времён распространения пароходов, включая чайные клиперы);
II. гужевой транспорт традиционного общества –
1) изобретение
(пояснение: появление телеги и саней как таковых);
2) ездовые животные –
а - собаки
(пояснение: собаки были приручены первыми, но не известно, как давно их используют именно как ездовых животных),
б - быки
(пояснение: их использовали не только для получения мяса и вспашки земли, но и в качестве транспорта, правда, очень медленного),
в - ослы
(пояснение: до приручения лошади именно ослов запрягали в колесницы те же древние месопотамцы),
г - лошади
(пояснение: приручены относительно поздно, древневосточными цивилизациями используется вообще лишь примерно с ХХ века до н.э., но именно лошадь позволила многим народам перейти к по-настоящему кочевому образу жизни, совершать большие переходы),
д - верблюды
(пояснение: также одомашнены относительно поздно, но именно их приручение позволило изменить международную торговлю, позволило пересекать пустыни);
3) большую часть истории –
а - простые телеги и возы,
б - колесницы
(пояснение: разновидности колесниц, включая египетскую серпоносную, хеттскую тяжёлую, античную, британскую и т. д.),
в - всадники
(пояснение: включает также рассказ об эволюции колесниц во всадников через сдвоенных всадников, из которых правит одни),
г - кареты;
4) большие новшества
а - седло и стремена
(пояснение: история их изобретения и использования),
б - хомут
(пояснение: значение этого изобретения, которое позволило не привязывать лошадь к повозке за шею, а распределить вес на её грудь и плечи),
в - рессоры,
г - расцвет
(пояснение: виды гужевого транспорта Нового времени);
5) носите меня на руках
(пояснение: многочисленные виды носилок для знати в разных цивилизациях);
6) чудо-механизмы
(пояснение: первые опыты создание самодвижущегося транспорта до эпохи пара, на основе механики);
III. господство пара –
1) пароходы,
2) паровозы,
3) общественный транспорт,
4) рельсы не нужны
(пояснение: опыты по созданию автомобилей на паровой тяге);
IV. ростки будущего
(пояснение: технологии, которые к концу XIX века не играли значительной роли, но получили её в следующем столетии) –
1) больше развлечение, чем транспорт
(пояснение: воздушные шары, которые летели туда, куда дул ветер, потому транспортом в полном смысле не были);
2) по воздуху
(пояснение: снабжение воздушного шара двигателем позволило создать дирижабль, он транспортом уже являлся);
3) первые эксперименты с крыльями
(пояснение: развитие аэропланов и первые неудачные проекты самолётов);
4) важнее угля газ и нефть
(пояснение: изобретение двигателей внутреннего сгорания, появление благодаря этому автомобилей и переоснащение других видов транспорта).
I. морской транспорт традиционного общества –
1) первобытная эпоха –
а - первый опыт
(пояснение: появление водного транспорта от плывущего по воде бревна к плоту и настоящей лодке),
б - дальние странствия
(пояснение: самые впечатляющие примеры мореплавания первобытных людей – суда, благодаря которым они заселили Австралию, Океанию и острова Тихого океана);
2) робкие шаги первых цивилизаций –
а - Древняя Месопотамия,
б - Древний Египет
(пояснение: следует не забыть об опыте современной реконструкции – плаваниях Ра I и Ра II),
в - Древний Китай,
г - мезоамериканские цивилизации;
3) парусно-гребные суда на широких морских просторах
(пояснение: суда древних цивилизация также порой были парусно-гребными, но нет сведений, чтобы они совершали такие дальние плавания как финикийцы и другие герои этого раздела) –
а - финикийцы,
б - античные суда
(пояснение: их развитие и различные типы эпохи расцвета),
в - германцы
(пояснение: включает суда германских завоевателей Западной Римской империи, включая вандалов, также драккары викингов),
г - ломбардцы
(пояснение: суда торговых республик Северной Италии);
4) ловя ветер
(пояснение: суда, которые могли двигаться только с помощью парусов, не используя вёсла) –
а - арабские предтечи
(пояснение: первое использование косого паруса, а также объяснение, почему такая форма позволяла идти вперёд при боковом ветре),
б - роль Балтики
(пояснение: использование судов типа когг – прямых предшественников европейских кораблей Нового времени),
в - Великие географические открытия
(пояснение: суда той эпохи, сочетавшие форму когга, косые и прямые паруса),
г - расцвет парусного флота
(пояснение: европейские суда XVII-XVIII веков, их многочисленные типы),
д - последний всплеск перед исчезновением
(пояснение: парусные суда времён распространения пароходов, включая чайные клиперы);
II. гужевой транспорт традиционного общества –
1) изобретение
(пояснение: появление телеги и саней как таковых);
2) ездовые животные –
а - собаки
(пояснение: собаки были приручены первыми, но не известно, как давно их используют именно как ездовых животных),
б - быки
(пояснение: их использовали не только для получения мяса и вспашки земли, но и в качестве транспорта, правда, очень медленного),
в - ослы
(пояснение: до приручения лошади именно ослов запрягали в колесницы те же древние месопотамцы),
г - лошади
(пояснение: приручены относительно поздно, древневосточными цивилизациями используется вообще лишь примерно с ХХ века до н.э., но именно лошадь позволила многим народам перейти к по-настоящему кочевому образу жизни, совершать большие переходы),
д - верблюды
(пояснение: также одомашнены относительно поздно, но именно их приручение позволило изменить международную торговлю, позволило пересекать пустыни);
3) большую часть истории –
а - простые телеги и возы,
б - колесницы
(пояснение: разновидности колесниц, включая египетскую серпоносную, хеттскую тяжёлую, античную, британскую и т. д.),
в - всадники
(пояснение: включает также рассказ об эволюции колесниц во всадников через сдвоенных всадников, из которых правит одни),
г - кареты;
4) большие новшества
а - седло и стремена
(пояснение: история их изобретения и использования),
б - хомут
(пояснение: значение этого изобретения, которое позволило не привязывать лошадь к повозке за шею, а распределить вес на её грудь и плечи),
в - рессоры,
г - расцвет
(пояснение: виды гужевого транспорта Нового времени);
5) носите меня на руках
(пояснение: многочисленные виды носилок для знати в разных цивилизациях);
6) чудо-механизмы
(пояснение: первые опыты создание самодвижущегося транспорта до эпохи пара, на основе механики);
III. господство пара –
1) пароходы,
2) паровозы,
3) общественный транспорт,
4) рельсы не нужны
(пояснение: опыты по созданию автомобилей на паровой тяге);
IV. ростки будущего
(пояснение: технологии, которые к концу XIX века не играли значительной роли, но получили её в следующем столетии) –
1) больше развлечение, чем транспорт
(пояснение: воздушные шары, которые летели туда, куда дул ветер, потому транспортом в полном смысле не были);
2) по воздуху
(пояснение: снабжение воздушного шара двигателем позволило создать дирижабль, он транспортом уже являлся);
3) первые эксперименты с крыльями
(пояснение: развитие аэропланов и первые неудачные проекты самолётов);
4) важнее угля газ и нефть
(пояснение: изобретение двигателей внутреннего сгорания, появление благодаря этому автомобилей и переоснащение других видов транспорта).