Задание 1
Сопоставьте причину нестационарности звёзд.
1. Цефеиды
2. Новые звёзды
3. Сверхновые звёзды
Укажите порядок следования всех 3 вариантов ответа:
__ Изменения лучевой скорости и температуры звезды.
__ Акреция (перекачка) вещества со звезды компаньона на белый карлик.
__ Конечная стадия эволюции звезды с окончанием протекания термоядерных реакций.
Задание 2
Переменные звёзды, изменения блеска которых обусловлены физическими процессами, происходящими в их недрах.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Физические переменные звёзды
2) Оптические переменные звёзды
3) Астрометрические переменные звёзды
4) Химические переменные звёзды
Задание 3
Почему цефеиды называют "маяками Вселенной"?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) их легко обнаружить в других звёздных системах (на расстояниях до 20 Мпк).
2) это звёзды-сверхгиганты, которые обладают очень высокой светимостью.
3) они обладают важной зависимостью «период - светимость», по которой можно определить расстояние до звезды или далёкой галактики.
4) "маяками Вселенной" называют не цефеиды, а сверхновые звёзды.
Задание 4
Изменение яркости новой звезды составляет 10m при примерно постоянной температуре расширяющейся фотосферы. Во сколько раз изменяется радиус звезды? ответ округлите до целого числа
Изображение:
Запишите число:
Задание 5
Новая звезда - это
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) катаклизмическая переменная звезда, являющаяся результатом взрыва белого карлика.
2) звёзды, которое только что родились из протозвезды.
3) звёзды, светимость которых внезапно увеличивается в 103-106 раз в течение суток.
4) массивная одиночная звезда, находящаяся на конечном этапе эволюции.
Задание 6
Сопоставьте определения и понятия.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Пульсирующие переменные звёзды
2) Мириды
3) Цефеиды
4) Сверхновая
__ физические переменные звёзды, у которых происходят периодические колебания блеска.
__ катаклизмическая переменная звезда, являющаяся результатом взрыва белого карлика.
__ класс пульсирующих переменных звёзд с довольно точной зависимостью период-светимость.
__ класс пульсирующих переменных звёзд с периодом от нескольких недель до года и более.
Задание 7
Укажите звёзды, которые дали названия классам пульсирующих переменных звёзд.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ Мира
__ R Зайца
__ Дельта Цефея
__ RR Лиры
__ Полярная звезда
Задание 8
Источники узконаправленного пульсирующего радиоизлучения, вызванного взаимодействием плазмы звезды с её сильным магнитным полем.
Составьте слово из букв:
ПЛСУЫАЬР ->
Задание 9
Укажите типы физических переменных звёзд.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) пульсирующие
2) спектральные
3) затменные
4) эруптивные
Задание 10
Космическое тело, состоящее из нейтронной сердцевины, покрытой сравнительно тонкой корой вещества в виде тяжёлых атомных ядер и электронов, и являющаяся остатками сверхновой звезды.
Запишите ответ:
кБлизько 80 % населення України становило селянство. До середини XVII ст. Воно не творило однорідної верстви, а складалося з різних груп з різними обов'язками, які тільки згодом зблизилися і злилися в єдину селянську верству.
Правове становище селян XIV—XV ст. Залежало від правового становища сіл. Існувало право руське, волоське, німецьке, шляхетсько-польське. У селах руського права гаються залишки давнього громадського ладу. Основою господарства було дворище з 5—10 димів-хат. Господарством займалася велика родина, що приймала підсусідків, потужників тощо. Декілька дворищ творили громаду, яка обирала старшого (тивуна, отамана). Громада мала спільні ліси і пасовиська, рибні озера тощо. Вона контролювала адміністрацію і суд, платила данину, утримувала церкву і священика. Кільканадцять громад становили волость на чолі з отаманом. Його обирала вся громада (віче або копа). На таких вічах відбувалися й суди — так звані копні суди.
Щодо селянства, то спочатку були три основні категорії — смерди (вільні), невільники (слуги, раби), напіввільні (закупи). Вільні селяни мали власні землі.
У XVI ст. Під впливом польського права відбувається еволюція права землеволодіння селян. Селянську землю вважають належною державі або панам — шляхті. Прагнення держави уніфікувати й обмежити розмір дворищенського землеволодіння, збільшити тягло селян викликало видання 1557 р. «Устави на волоки». Визначено розмір «волоки» — приблизно від 16,8 до 21,3 га залежно від місцевості. «Путні бояри» та «панцерні слуги» діставали по дві волоки. Решту землі передано шляхті, осадникам. Обмежено право переходу селян, для них встановлено низку натуральних повинностей (у зв'язку зі збільшенням експорту збіжжя до Європи).
Залежно від повинностей селяни поділялися на три категорії:
1. Тяглі селяни. Вони працювали на пана зі своєю худобою (8—10 днів на рік, потім 2—4 дні на тиждень). Окрім праці у полі сплачували різні податки — грошові та натуральні. Пани сплачували з населення державі податок натурою: збіжжям, медом, худобою. Селяни виконували також державні повинності — повоз-підвідне, направа шляхів, мостів, сторожування тощо.
2. Ремісники й службові селяни. Були цілі села ковалів, колісників, ткачів, пекарів та ін. Вони створювали сотні, яких очолював сотник. До службових селян належали рибалки, бортники, конюхи, котрі жили здебільшого біля фортець.
3. Чиншові селяни або данники. Платили чинш або данину з власної землі медом, збіжжям, шкірою, птицею-тощо.
Так селяни стали повністю залежними від пана людьми, підневільними, кріпаками, їх правове становище мало "чим відрізнялося від рабського. Селянське самоуправління також було ліквідоване. Феодали отримали змогу втручатися навіть в особисте життя селян — давали чи не давали .дозвіл на шлюб, похорон (беручи за дозвіл плату), примушували селян користуватися тільки панськими млинами та шинками, які часто здавали в оренду євреям. Навіть церкви здавали в оренду. За можливість користуватися ними з селян теж брали плату. Селян зневажали, не вважаючи за повноцінних людей. Польське панство та шляхта називали їх «худобою», «бидлом».
Заккария Гильзофи был «князем Таманским». Жил он в городе Матреге и имел тесные связи с местной иудейской общиной, уцелевшей со времён Хазарского каганата. Общаясь с иудеями, Заккария приобрёл обширнейшие познания и обзавёлся не менее обширными международными связями. Кроме того, он был главой государства, которое исполняло роль одного из важнейших пунктов на пути из Европы в Азию. В 1470 г. Заккария появился в Новгороде. Здесь он общался с православными священниками Алексеем и Дионисием и существенно повлиял на их взгляды. В результате возникло религиозное течение, получившее название «новгородско-московской ереси».
Еретики отрицали церковную иерархию (порядок подчинения) и обрядность, выступали против использования икон, высказывали сомнения в божественности Христа. Инок Савва в послании к Д.В. Шеину, говоря о «словесах» Заккарии, подчёркивал: «... несть с ними Бога». Заккария Гизольфи оказал влияние даже на Ивана III, с которым переписывался и в «грамотах» которого именуется «таманским князем»