Задание 1. Внимательно прочитайте представленный текст.
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как при ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.
(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чиненые платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, во не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.
(По Л.Е. Улицкой)*
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
Задание 2. Определите и запишите, о какой силе речь идёт в тексте.
Задание 3. Дайте понятие данной силе.
Задание 4. Приведите пример из текста, подтверждающий определение данное Вами.
Задание 5. Приведите пример из другого произведения или из жизни, который иллюстрирует силу, описываемую в тексте.
Задание 6. Сделайте вывод, в какой ситуации может Вам данная сила.
Название племен
Весь, меря, мурома, мари (черемисы), мордва, чудь, пермь, ямь, корела, мещера
Места обитания
От Балтийского моря до Урала, Карелия, Верхнее Поволжье, бассейны рек Обь, Кама, Вятка
Занятия
Земледелие (в основном подсечное), скотоводство, рыболовство, охота, собира-тельство, ремесла
Жилища
От деревянных домов до землянок, развиты были городища и города (к примеру Муром)
Верования
Язычники (пантеон богов был очень схож со славянским с некоторыми разли-чиями в произношении, не Перун, а Перкунас, Перкунь)
Нарисовал в альбоме (П. п.), доехал до деревни (Р. п.), был на ужине (П. п.) , спрятался под кровать (Т. п.), вышел из комнаты (Р. п.), рассказал о компьютере (П. п.), подъехал к метро (Д. п.), обвести вокруг пальца (Р. п.), прокатить с ветерком (Т. п.).
Фразеологизмы: обвести вокруг пальца - ловко обмануть; прокатить с ветерком - очень быстро, с большой скоростью.
(В) альбоме - сущ. (в чём?). Н. ф. - альбом. Неодуш., нариц., м. р., в П. п., в ед. ч., вт. ч.
(Под) кровать - сущ. (подо что?). Н. ф. - кровать. Неодуш., нариц., ж. р., в В. п., в ед. ч., втор. чл.
(К) метро - сущ. (к чему?). Н. ф. - метро. Неодуш., нариц., ср.р, неизм. , втор. чл.