Сыр өңірі – белгілі бір дәстүрдің ғана жеке дамыған жері емес, тоғыз жолдың торабы, сан түрлі тарихи оқиғалар мен көзқарастар бір мүддеге тоғысқан өлке. Сол себепті өңірде өмір сүрген жырау, жыршы, ақын, күйші, әнші, сал – серілер шығармашылығы әлем әдебиетінде сирек кездесетін құбылыс ретінде өзіндік сипаты басым өнер түрі есебінде айрықша назар аударады. Сыр елінде өмір сүріп, аты үш жүзге мәлім болған ақын – жырауларымыз ұрпақ тәрбиесіне, инабаттылық пен ой – өрісінің дамуына, эстетикалық талғам биігінен көрінуін басты назарда ұстаған.Мысалыға, атақты Ешнияз сал, Жиенбай Дүзбенбетов, Сәрсенбай Бөртебаев, Тұрымбет Салқынбаев, Тасберген Құлманов, Шегебай Бектасұлы, Рүстембек Жиенбаев, Дайырдың Оңғары, Молдахмет Дабылов, Жүсіп, Ібаш, Дүйсен, Мұзарап, Үбісұлтан, Әкімгерей, Көшеней тағы басқа да есімі елге кеңінен танылған жыршы-жыраулардың туған, өмір сүрген жері Сыр бойы, Қасиетті Қармақшы жері.
Режиссура есть организация и творческое руководство спектаклем. Режиссер организует весь процесс по созданию спектакля и руководит этой работой. В основе творческой работы режиссера над спектаклем лежит его замысел, то есть результат обдумывания содержания и сценического толкования того произведения, которое им избранно для постановки. Основная задача, которую ставит перед режиссером современный театр, заключается в творческой организации целостного идейно-художественного единства спектакля. Режиссер не может и не должен быть диктатором, чей творческий произвол определяет лицо спектакля. Режиссер концентрирует в себе творческую волю всего коллектива. Он должен уметь угадывать потенциальные скрытные возможности коллектива. Он вместе с автором отвечает за идейную направленность спектакля, за правдивость, точность и глубину отражения в нем действительности. Работа с актером составляет главную самую большую часть режиссерской работы по созданию спектакля. Прежде всего, режиссер добивается того, чтобы актерам было все понятно в том произведении, которое они исполняют. Задача режиссера - построить свой замысел спектакля. Провести свое истолкование автора через актерское мастерство. В функции режиссера при создании спектакля входит также работа с художником-декоратором, организация и подготовка процесса в осветительном цехе, искания музыкального материала вместе с композитором. Режиссер должен обладать не только специальными знаниями, но и быть всесторонне образованным человеком, иметь «эстетическое ощущение» и вкус. Одно из основных задач режиссера является создание на сцене стройной композиции спектакля, проникнутой единым замыслом.
3. Сценический этюд, методика сочинения и работа над ним.
Этюд - это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. Сценический этюд - событийный, законченный отрезок жизни действующего лица(щих лиц), созданный на основе жизненного опыта и наблюдений актера, переработанный его творческим воображением и представленный или сыгранный, или показанный в сцен условиях. Сценический этюд предполагает наличие режиссерского замысла, направленного на реализация сверхзадачи. В работе над этюдом определяется и фиксируется событийный ряд, его «поворотные точки» - определяется исходная, центральное и главное этюда, а также цель действующего лица. Источником или материалом для сочинения этюда является собственный событийный опыт актера, его жизненные событийные наблюдения, работа его творческого воображения и сознания, одухотворенные сверхзадачей - определенной идеей, мыслью, темой, которую актер или режиссер с сценического этюда хочет донести до зрителя. Любое сценическое действо только тогда может считаться законченным, когда оно состоит из 3 частей - начала, середины и конца, или подготовки, события и окончания». В первом этапе - подготовки – организуются предлагаемые обстоятельства, расставляются фигуры героев, устанавливаются их взаимоотношения, уточняются темпоритмы. Второй этап - это центральная часть этюда. Здесь совершается самое главное событие этюда. Во второй части происходит конфликт между двумя заинтересованными сторонами, или же один персонаж борется с обстоятельствами, с которыми находится. Третий этап показывает развязку борьбы конфликтующих сторон. Этюд закрепляет первоначальные навыки работы актера над собой и подводит к следующему большому разделу программы, к работе над пьесой и ролью. В этюде еще не ставится задача создать типический характер, перевоплотиться в образ. Исполнители действуют от своего имени, в хорошо знакомых им жизненных обстоятельствах. Цель этюдной работы заключается не только в развитии необходимых актеру проф качеств, - она может иметь большое воспитательное значение. Исполнителям приходится серьезно задумываться и над идейным содержанием своего творчества. Нельзя признать хорошим тот этюд, который технически исполнен безукоризненно, но не содержит никакой нравственной идеи.
Сыр өңірі – белгілі бір дәстүрдің ғана жеке дамыған жері емес, тоғыз жолдың торабы, сан түрлі тарихи оқиғалар мен көзқарастар бір мүддеге тоғысқан өлке. Сол себепті өңірде өмір сүрген жырау, жыршы, ақын, күйші, әнші, сал – серілер шығармашылығы әлем әдебиетінде сирек кездесетін құбылыс ретінде өзіндік сипаты басым өнер түрі есебінде айрықша назар аударады. Сыр елінде өмір сүріп, аты үш жүзге мәлім болған ақын – жырауларымыз ұрпақ тәрбиесіне, инабаттылық пен ой – өрісінің дамуына, эстетикалық талғам биігінен көрінуін басты назарда ұстаған.Мысалыға, атақты Ешнияз сал, Жиенбай Дүзбенбетов, Сәрсенбай Бөртебаев, Тұрымбет Салқынбаев, Тасберген Құлманов, Шегебай Бектасұлы, Рүстембек Жиенбаев, Дайырдың Оңғары, Молдахмет Дабылов, Жүсіп, Ібаш, Дүйсен, Мұзарап, Үбісұлтан, Әкімгерей, Көшеней тағы басқа да есімі елге кеңінен танылған жыршы-жыраулардың туған, өмір сүрген жері Сыр бойы, Қасиетті Қармақшы жері.
Режиссура есть организация и творческое руководство спектаклем. Режиссер организует весь процесс по созданию спектакля и руководит этой работой. В основе творческой работы режиссера над спектаклем лежит его замысел, то есть результат обдумывания содержания и сценического толкования того произведения, которое им избранно для постановки. Основная задача, которую ставит перед режиссером современный театр, заключается в творческой организации целостного идейно-художественного единства спектакля. Режиссер не может и не должен быть диктатором, чей творческий произвол определяет лицо спектакля. Режиссер концентрирует в себе творческую волю всего коллектива. Он должен уметь угадывать потенциальные скрытные возможности коллектива. Он вместе с автором отвечает за идейную направленность спектакля, за правдивость, точность и глубину отражения в нем действительности. Работа с актером составляет главную самую большую часть режиссерской работы по созданию спектакля. Прежде всего, режиссер добивается того, чтобы актерам было все понятно в том произведении, которое они исполняют. Задача режиссера - построить свой замысел спектакля. Провести свое истолкование автора через актерское мастерство. В функции режиссера при создании спектакля входит также работа с художником-декоратором, организация и подготовка процесса в осветительном цехе, искания музыкального материала вместе с композитором. Режиссер должен обладать не только специальными знаниями, но и быть всесторонне образованным человеком, иметь «эстетическое ощущение» и вкус. Одно из основных задач режиссера является создание на сцене стройной композиции спектакля, проникнутой единым замыслом.
3. Сценический этюд, методика сочинения и работа над ним.
Этюд - это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. Сценический этюд - событийный, законченный отрезок жизни действующего лица(щих лиц), созданный на основе жизненного опыта и наблюдений актера, переработанный его творческим воображением и представленный или сыгранный, или показанный в сцен условиях. Сценический этюд предполагает наличие режиссерского замысла, направленного на реализация сверхзадачи. В работе над этюдом определяется и фиксируется событийный ряд, его «поворотные точки» - определяется исходная, центральное и главное этюда, а также цель действующего лица. Источником или материалом для сочинения этюда является собственный событийный опыт актера, его жизненные событийные наблюдения, работа его творческого воображения и сознания, одухотворенные сверхзадачей - определенной идеей, мыслью, темой, которую актер или режиссер с сценического этюда хочет донести до зрителя. Любое сценическое действо только тогда может считаться законченным, когда оно состоит из 3 частей - начала, середины и конца, или подготовки, события и окончания». В первом этапе - подготовки – организуются предлагаемые обстоятельства, расставляются фигуры героев, устанавливаются их взаимоотношения, уточняются темпоритмы. Второй этап - это центральная часть этюда. Здесь совершается самое главное событие этюда. Во второй части происходит конфликт между двумя заинтересованными сторонами, или же один персонаж борется с обстоятельствами, с которыми находится. Третий этап показывает развязку борьбы конфликтующих сторон. Этюд закрепляет первоначальные навыки работы актера над собой и подводит к следующему большому разделу программы, к работе над пьесой и ролью. В этюде еще не ставится задача создать типический характер, перевоплотиться в образ. Исполнители действуют от своего имени, в хорошо знакомых им жизненных обстоятельствах. Цель этюдной работы заключается не только в развитии необходимых актеру проф качеств, - она может иметь большое воспитательное значение. Исполнителям приходится серьезно задумываться и над идейным содержанием своего творчества. Нельзя признать хорошим тот этюд, который технически исполнен безукоризненно, но не содержит никакой нравственной идеи.