Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это проявляется, прежде всего, в его речи. В ней много неправильностей, просторечий (проездиться, междоусобные разговоры, дерябнул), инверсий, характерных для фольклорных произведений (в разных государствах чудес посмотреть, все государя домой манил, был человек женатый). Кроме того, исторические персонажи — Александр I и Платов — показаны с точки зрения простолюдина, их поступки, их речь в изложении рассказчика вызывают улыбку. Например, «Платов сказал себе: "Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя"».
Правда показана через фантастический, сказочный образ царя-голода. Трудом простых людей движет голод. Он-то и согнал «массы народные» на строительство железной дороги. Некрасов показывает цену, какой построена дорога: «А по бокам-то все косточки русские... / Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?» Правда, показанная «при лунном сиянии», обретает фантастические обличья, впечатлительному мальчику и лирическому герою представляются страшные картины, видения: «Тень набежала на стекла морозные... / Что там? Толпа мертвецов!» Призраки окружают героев, «диким пением» пугают мальчика. То, что он слышит из их уст, — реальные, страшные картины изнурительного труда простых людей, которым теперь «в земле истлевать суждено». Звучит риторический вопрос: «Все ли нас, бедных, добром поминаете / Или забыли давно?» Забыли, конечно. Строителем дороги объявлен граф Клейнмихель, а о настоящих строителях, «мирных детях труда», никто и не вспоминает