1. что из перечисленного ниже не является предметом изучения ?
а) каким образом семья ивановых максимизирует полезность, располагая своим ограниченным денежным доходом
б) каким образом акционерное общество «самсон» минимизирует свои производственные издержки
в) объем производства сахара, уровень и динамика цен на него
г сокращения уровня безработицы в обществе
9. во многих университетах сша плата за обучение для иногородних студентов выше, чем для тех, кто прожива-ет в данной местности. такое положение служит примером:
а) монополии в высшем образовании сша;
б) отсутствия контроля правительства над высшим образованием сша;
в) ценовой дискриминации в высшем образовании сша;
г) неэффективного распределения ресурсов между высшим исредним образованием в сша.
11. что из перечисленного ниже, скорее всего не будет отнесено к общественным товарам и услугам?
а) освещение квартир; б) система защиты города от наводнений;
в) услуги городской охраны; г) освещение улиц.
12. маяк является примером
а) чистого общественного блага б) блага, особенными достоинствами
в) чисто частного блага г) смешанного блага
13. примером отрицательного внешнего эффекта может служить…
а) разбитая посуда в ресторане;
б) отключение горячей воды в жилых домах в период проверки тепловых сетей;
в) повреждение телефонного кабеля, обеспечивающего телефонную связь жителей микрорайона при строительстве нового дома в этом микрорайоне;
г) сломанные кресла в кинотеатре.
14. образование можно рассматривать как благо для:
а) отдельного человека, б) фирмы,
в) государства, г) верно все перечисленное.
15. образование как объект исследования образования включает в себя:
а) образовательные организации;
б) органы образованием;
в) организации, осуществляющие стандартизацию и экспертизу образовательной деятельности;
г) все вышеперечисленное.
16. к основным направлениям современной образовательной политики государства необходимо отнести:
а) ограничение разнообразия форм образовательных организаций;
б) снижение степени контроля за качеством образования;
в) усиление социальной направленности системы образования;
г) снижение объемов бюджетного финансирования.
18. производительный характер затрат на образование можно объяснить тем, что:
а) сложный труд создает в единицу времени большее количество продукции по сравнению с простым трудом;
б) повышение квалификации ведет к увеличению производительности труда;
в) инвестиции в обучение сотрудников позволяет получать большую прибыль;
г) верно все перечисленное.
19. сформированный в результате инвестиций определенный запас здоровья, знаний, навыков моти-ваций, который целесообразно используется в той или иной сфере общественного воспроизводства – это
а) интеллектуальный капитал б) человеческий потенциал
в) человеческий капитал г) социальный капитал
20. по определению, принятому 20-ой сессией генеральной конференции юнеско, под образованием понима-ется ………. совершенствования и поведения личности, при котором она достигает социальной зре-лости и индивидуального роста. (подставьте пропущенное слово)
а) процесс. б) процесс и результат.
в) результат. г) процедура.
Общественное благо приводит к положительным внешним эффектам, как только оно становится доступным для других потребителей. При наличии положительного внешнего эффекта общественное благо будет продаваться и покупаться в меньшем объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг.
Отрицательные внешние эффекты возникают, если отдельным субъектам навязываются некомпенсируемые и социальные издержки, т. е. издержки тех, кто его производит. При наличии отрицательного внешнего эффекта общественное благо продается и покупается в большем объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг.
Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо государственное вмешательство. Государством регулируются внешние эффекты либо с налогов, штрафов, мер запретительного характера (отрицательные внешние эффекты), либо за счет субсидий и дотаций (положительные внешние эффекты).
В ряде случаев государственное вмешательство может привести не к повышению, а, наоборот, к снижению экономической эффективности. Большие информационные трудности возникают в ситуациях с внешними эффектами. Государственное вмешательство в работу рыночного механизма иногда оказывается чрезмерным: размеры штрафов, налоговых ставок и субсидий могут быть сильно завышены, что приводит к снижению экономической эффективности. Экономическое регулирование от лица государства осуществляют чиновники, которые в своих действиях могут руководствоваться личными интересами, отличными от общественных. Например, представители какого-либо государственного органа, отвечающего за снабжение населения определенным общественным благом (допустим, речь идет о национальной обороне), могут быть лично заинтересованы в расширении масштабов деятельности своего ведомства, в увеличении размеров его финансирования из средств государственного бюджета. Это связано с тем, что рост финансирования вызывает, как правило, повышение окладов, увеличение числа подчиненных, расширение ведомства, что, в свою очередь, сулит продвижение по службе работникам данного ведомства. Отсюда деятельность какого-либо государственного органа может стать чрезмерной и не оправданной с точки зрения экономической эффективности. Мы уже не говорим о коррупции — явлении, достаточно распространенном в среде государственных чиновников. Поэтому государственное управление экономикой — далеко не идеальный механизм, и в силу этого требуется действенный общественный контроль за деятельностью государственных ведомств и служб. Следует иметь в виду, что законы, лежащие в основе экономического регулирования, как правило, весьма расплывчаты и дают работникам регулирующих государственных ведомств большую свободу в достижении своих собственных целей, а цели эти варьируются как во времени, так и по отдельным ведомствам.