1. Повна вартість основних виробничих фондів підприємства на початок року становила 35 млн. грн. Протягом року введено в дію нові елементи основних фондів: в травні – на суму 0,9 млн. грн., в листопаді – 0,5 млн. грн. В вересні знято з експлуатації основних фондів на суму 0,3 млн. грн. Визначити середньорічну вартість основних виробничих фондів та показники, що характеризують процес відтворення основних фондів (коефіцієнти оновлення, вибуття).
основные производственные фонды (опф), находясь длительное время в процессе производства, подвергаются и моральному износу.
под (материальным) износом понимается потеря средствами труда своих первоначальных качеств.
уровень износа основных средств зависит от: первоначального качества основных фондов; степени их эксплуатации; уровня агрессивности среды, в которой функционируют основные фонды; уровня квалификации обслуживающего персонала и др. учет этих факторов в работе предприятий может в значительной степени повлиять на состояние основных фондов.
для характеристики степени износа основных фондов используется ряд показателей.
коэффициент износа основных фондов (кф) определяется следующим образом:
кф = ,
где и – сумма износа основных фондов за весь период их эксплуатации, руб.;
сперв – первоначальная стоимость основных фондов, руб.
коэффициент износа основных фондов может быть определен на основе данных о фактическом сроке их службы. для объектов, фактический срок службы которых ниже нормативного, расчет ведется по формуле:
кф = ,
где тф – фактический срок использования основных фондов;
тпи – срок полезного использования (нормативный срок службы) основных средств.
для объектов, у которых фактический срок службы равен нормативному или превысил его, коэффициент износа рассчитывается по следующей формуле:
кф =,
где тф – фактический срок использования основных фондов;
тв – возможный остаточный срок службы основных средств (чаще всего он определяется экспертным путем).
коэффициент годности основных фондов укрупнено характеризует их состояние на определенную дату и исчисляется по формуле:
кг = ,
где сост – остаточная стоимость основных фондов, руб.;
сперв – первоначальная стоимость основных фондов, руб.
помимо износа опф существует также их моральный износ, сущность которого состоит в том, что тот или другой вид опф еще до полного своего износа оказывается обесцененным.
различают моральный износ первого и второго рода (вида).
моральный износ первого рода вызывается удешевлением производства самих основных средств в отраслях, производящих основные средства.
степень морального износа первого рода (км1) можно определить по следующей формуле:
км1 = ,
где св и сп – соответственно восстановительная и первоначальная стоимость основных средств.
моральный износ первого рода не приводит к убыткам, так как отражает в затратах прошлого труда и представляет собой эффект увеличения накопления.
моральный износ второго рода происходит в результате появления аналогичных видов основных средств, имеющих большую производительность.
степень морального износа второго рода(км2) может быть определена следующим образом:
км2 = ,
где ву и вн – соответственно производительность (выработка) устаревшего и нового оборудования.
на каждом предприятии процесс и морального износа основных фондов должен в целях недопущения их чрезмерного износа, особенно их активной части, так как это может к негативным последствиям для
сегментация - деление рынка на различные единицы: страны, регионы, области, города и т.д.
демографическая сегментация - деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.
социально- сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.
психографическая сегментация - деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.
поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения характер использования продукта или реакции на него на него.