ЧТО ВЕРНО, А ЧТО НЕ ВЕРНО? 1. Изменение потребительских предпочтений приводит к движению спроса вдоль его кривой, а рост доходов – к ее сдвигу.
2. Если цена на какой-то товар устойчива, значит она установилась на уровне пересечения кривой спроса и предложения.
3. Рост потребительских доходов вызывает расширение спроса на все товары.
4. В обычном понимании два товара X и Y называются взаимодополняющими если рост цен товара Y ведет к падению спроса на товар X.
5. Если одновременно вырастут предложение товара и потребительские доходы, возможно, цена на него не изменится.
6. Объем продажи товара первой необходимости резко возрастает, если их цены снижаются.
7. Если доходы покупателей вырастут, то потребление хлеба увеличится.
8. Рыночное равновесие наступает тогда, когда цена, по которой продавец продает свой товар, равна цене, по которой покупатель его покупает.
9. Взаимозаменяемые товары характеризуются прямым соотношением между ценой на один из них и спросом на другой.
10. Сдвиг кривой предложения влево означает, что производители предлагают большее количество продукта при каждом уровне цен.
ответ на этот вопрос на удивление прост. оглянитесь вокруг, и вы заметите, что наша жизнь состоит из потребностей. мы все постоянно чего-то хотим; самые простые наши потребности — еда, питье, одежда, жилье. более сложные перечислить труднее, потому что их много, но можно примеры: телевизоры, автомобили, развлечения. естественно, что у разных людей и желания — различны.
а теперь попробуем взглянуть на это чуть-чуть глубже. есть веши, в которых нуждается не один человек или отдельная
семья, а гораздо большие группы людей. например, городу нужен общественный транспорт. или стране необходима система образования, чтобы учиться мог каждый ее житель. или заводу по производству автомобилей нужен металл, резина, стекло, пластмасса и многое другое. следовательно, потребности вообще разнообразны. попробуем как-то упорядочить их — в науке это называется классификацией (см. 1.1).
вернемся к вопросу, сформулированному в названии параграфа. нужна для удовлетворения разнообразных потребностей.
а теперь подумаем о возможностях удовлетворения этих разнообразных потребностей. в они называются ресурсами. чтобы купить телевизор, нужны деньги. чтобы построить новый дом, нужны материалы: камень, дерево, цемент и техника: подъемные краны, экскаваторы. чтобы произвести бензин для автомобилей, нужна нефть.
важно понять: ресурсы в ограничены. это значит, что рано или поздно и для отдельного человека, и для завода, и для города, и для страны в целом возникает проблема: целей и способов употребления ограниченных ресурсов гораздо больше, чем позволяют наши возможности. иначе говоря, одни потребности мы можем удовлетворить, а другие нет. нужно сделать выбор, а это означает, что придется отказаться от многого ради того, что в настоящий момент мы считаем более важным.