Для оценки степени монопольная власти и уровня конкурентно расчитывают индекс концентрации рынка то есть оцениваю долю продаж для определённого числа фирм часто для четырёх самых крупных предположим что доля первой фирмы 70 % второй 10 % третий и четвёртый по 1 % можно рассчитать индекс суммированием долей а можно суммированием квадратов долей в чем преимущество второго метода
Структура рынка (англ. market structure) в экономической теории — конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
Разновидности структур рынка:
Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
Совершенная конкуренция — теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
Объяснение:
бъективный необратимый и закономерный процесс производственной специализации, обособления районов и регионов в выпуске (производстве) определенного специфического набора товаров и услуг, исходя из сочетания специфического набора природных, социально-экономических и технологических факторов.
Сущность любого разделения труда (в том числе, территориального) заключается в специализации производителя на выпуске определенной продукции в размерах, которые превышали бы его личную потребность, при единовременном отказе от изготовления иной продукции.
Экономический смысл данного процесса состоит в том, что общие затраты всех производителей на выпущенный объем всех видов продукции уменьшаются в сравнение с вариантом «универсального» производства отдельного производителя. Уменьшение производительных издержек всех производителей на единицу изготовляемой продукции обеспечивается за счет благоприятных условий, среди которых, кроме чисто персональных свойств, те «возможности», которыми обладает та или другая местность для выпуска конкретного вида продукции.
В качестве синонима территориального разделения труда применяют понятие географическое разделение труда.
Результатом территориального разделения труда является формирование экономических районов в рамках единого хозяйственного комплекса страны. Экономические районы могут объединяться в более крупные единицы — макрорегионы.
ТРТ обусловливают следующие основные факторы:
географическое положение территории (физико-географическое и экономико-географическое);
национально-исторические особенности страны или регионов;
экономическое состояние;
социально-демографическое положение страны или регионов.
В России два макрорегиона и 11 экономических районов
1. Западный макрорегион
Северо-западный экономический район
Центральный экономический район
Волго-Вятский экономический район
Северный экономический район
Северо-Кавказский экономический район
Поволжский экономический район
Центрально-Чернозёмный экономический район
Уральский экономический район
2. Восточный макрорегион
Западно-Сибирский экономический район
Восточно-Сибирский экономический район
Дальневосточный экономический район