Государственное сельскохозяйственное предприятие распалось на восемь фермерских хозяйств. Два из них стали специализироваться на производстве молочной продукции (1), пять хозяйств занимаются выращиванием и продажей зерна (2). Одно хозяйство обанкротилось. При этом глава семейства устроился на работу механиком на молочный завод (3), его жена занималась воспитанием детей в семье (4), а затем нашла работу воспитателя в детском саду (5). Приусадебный участок используется этой семьей под выращивание овощей для домашнего потребления (6). Излишки иногда продаются на социальном рынке (7).
Какие из перечисленных семи видов деятельности отражаются в показателе валового внутреннего продукта (ВВП)? Влияют ли перечисленные виды деятельности на чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ) и если влияют, то каким образом? Является ли показатель ВВП точным измерителем благосостояния страны?
2. Для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами.
3. Доступ к рынку для новых продавцов затруднен в силу наличия предпочтений.
4. Предприятия стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего с товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров. Благодаря этому они в ограниченном объеме создают для себя определенное монопольное положение.
Семейное предпринимательство традиционно принято считать наиболее распространенным видом бизнеса, преобладающим в количественном отношении в странах с развитой рыночной экономикой. Предложена лекция, посвященная раскрытию семейного предпринимательства в РФ. Проанализированы научные подходы в отношении понятия и значения семейного предпринимательства. Выявлена правовая природа семейного бизнеса и особенности семейного предпринимательства в РФ. Определены виды семейного предпринимательства и правовое положение семейного предприятия. Рассмотрены перспективы развития семейного предпринимательства в РФ и сделан вывод о выделении семейного предпринимательства в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Семейное предпринимательство должно выступать в качестве связующего звена между государством, малыми и крупными сферами организации предпринимательской деятельности. Оно призвано регулировать многочисленные организационные, правовые вопросы, возникающие при взаимодействии государства и бизнес-структур. Безусловно, семейное предпринимательство должно в большей степени поддерживаться государством и бизнес-сообществом, необходима разработка и реализация специальных целевых программ, направленных на развитие предпринимательской деятельности членов семьи.