Как изменение структуры спроса в российской экономике в 1990е годы отразилось на спросе на работников следующих профессий: нефтяники, шахтеры, ткачи, продавцы, юристы, историки‚ журналисты‚ программисты?
Второй (после формы собственности) признак той или иной экономической системы – это механизм координации действий хозяйствующих субъектов. Существует два координации экономической деятельности миллионов. Первый – это централизованное руководство, сопряженное с принуждением; таковы методы армии и современного тоталитарного государства. Второй – это добровольное сотрудничество индивидов: метод, которым пользуется рынок.
Рынок – это система отношений обмена, устанавливающих непосредственные связи между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем). В рыночной экономике домашние хозяйства принимают решения о покупках, а предприятия – о производстве самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует планы покупателей и производителей, посредством рынка учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются индивидуальные, свободно выбранные решения.
Для рыночной экономики характерны следующие черты:
• наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности. Именно частная собственность порождает такую важнейшую черту рыночной экономики как экономическая свобода;
• экономическая свобода. Она предполагает для потребителя возможность в пределах своих денежных доходов покупать те товары и услуги, которые ему требуются для удовлетворения его потребностей, и там, где он считает это необходимым, а для производителя – возможность выбора видов и форм деятельности и осуществление этой деятельности в любой допускаемой законом форме;
• свобода потребительского выбора. Она имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпринимательства производна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хозяйство отличает суверенитет потребителя. Именно потребитель решает, что должны производить предприятия;
• саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования. Неэффективные предприятия в условиях конкуренции, имманентно присущей рыночной экономике, разоряются и удаляются с рынка;
• всеобщность рынка. Она означает проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике существуют объекты, которые представляют собой народное достояние, находятся в государственной собственности и не могут быть проданы;
• договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Отношения между последними устанавливаются нс государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. При этом договор – это не только юридически оформленный документ, но практически любое экономическое действие, которое предлагает соблюдение сторонами определенных условий. Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения;
• экономическая ответственность. Она возникает и становится действительной в условиях господства частной собственности.
• конкуренция, состязательность. Они объективно порождаются свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей, приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно тс товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным ;
• особая рыночная инфраструктура. В нее входят предприятия и учреждения, которые связывают покупателя и продавца: банки, биржи, предприятия оптовой торговли, страховые компании, рекламные, информационные агентства, консалтинговые, сервисные фирмы и т.п.;
• свободное ценообразование. В рыночной экономике цены формируются на основе взаимного соглашения покупателя и продавца, на основе соотношения спроса и предложения.
Цена в рыночной экономике является важнейшим инструментом, посредством которого рынок выполняет свои основные функции:
• обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества;
• согласовывает интересы продавца и покупателя;
• информирует продавца и покупателя о состоянии рынка, дефицитности или излишке данного товара, побуждая их к соответствующим действиям;
• выполняет принудительную функцию, предписывая экономическим субъектам определенную линию поведения.
К преимуществам рыночной экономики по сравнению с плановой (командной) следует отнести;
Для целей стабилизации показателей, предприятия разрабатывают программы социального развития, в которых предусматривают меры, направленные на закрепление кадров. К ним относятся:
а) улучшение условий труда;
б) социальные гарантии для рабочих с тяжёлыми и вредными условиями труда (так как не всегда есть возможность улучшить условия труда).
Кроме того, предприятия постоянно совершенствуют проводимую ими кадровую политику: совершенствуют методы отбора персонала при приёме на работу; разрабатывают карьерограммы для молодых специалистов; проводят обучение рабочих новым специальностям, осуществляют развитие персонала и т.д.
Объём средств, направляемых на оба направления, зависит от эффективности работы предприятия. Как правило, 60 % чистой прибыли направляется на развитие производства, а 40 % - на социальное развитие и материальное поощрение работников.
Так, например, при объёме выпуска 230 тыс. грн и уровне рентабельности 15 %, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (после уплаты налогов и прочих выплат из прибыли), может составить ориентировочно 10 %, т.е. 23 тыс. грн, из которых, по решению собственника, на указанные выше цели может быть направлено ориентировочно до 23 · 0,4 = 9,2 тыс. грн.
Эффективность инвестиций в персонал оценивается методом дисконтирования денежных потоков, при использовании которого соотносятся затраты предприятия на наём персонала (объявления, тестирование при приёме, собеседования и т.д.), его обучение, адаптацию (от 3 до 6 месяцев, а для молодых специалистов - до 2-х лет), с одной стороны, с теми дополнительными денежными потоками, с той отдачей, которую даёт каждый работник, и которая измеряется производительностью труда, а также чистой прибылью на одного работника. Как показывает мировая практика, инвестиции в персонал окупаются в течение 5-6 лет, поэтому приоритетными в программах социального развития должны быть долговременные мероприятия, как, например, в Японии, где с работником заключается договор на 30 лет, и в этом договоре прописываются такие социальные гарантии, как медицинское обслуживание работника и членов его семьи; компенсации процентов по ипотеке; частичная оплата стоимости обучения детей работника в университете и другие.
№ 3.
1) 2650 + 320 = 2970 - количество изделий в планируемом году.
2) 262 · (2970/2650) - 7 = 286,6 ≈ 287 чел.
№ 4.
1) 220 000 : 120 = 1833,33 грн - производительность труда в отчетном году.
2) 1833,33 + 55 = 1888,33 грн - производительность труда в планируемом году;
3) 220 000 + 1500 = 221 500 грн - объём производства в плановом году;
4) 221 500 : 1888,33 = 117,3 ≈ 117 чел. - плановая численность промышленно-производственного персонала предприятия.
Второй (после формы собственности) признак той или иной экономической системы – это механизм координации действий хозяйствующих субъектов. Существует два координации экономической деятельности миллионов. Первый – это централизованное руководство, сопряженное с принуждением; таковы методы армии и современного тоталитарного государства. Второй – это добровольное сотрудничество индивидов: метод, которым пользуется рынок.
Рынок – это система отношений обмена, устанавливающих непосредственные связи между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем). В рыночной экономике домашние хозяйства принимают решения о покупках, а предприятия – о производстве самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует планы покупателей и производителей, посредством рынка учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются индивидуальные, свободно выбранные решения.
Для рыночной экономики характерны следующие черты:
• наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности. Именно частная собственность порождает такую важнейшую черту рыночной экономики как экономическая свобода;
• экономическая свобода. Она предполагает для потребителя возможность в пределах своих денежных доходов покупать те товары и услуги, которые ему требуются для удовлетворения его потребностей, и там, где он считает это необходимым, а для производителя – возможность выбора видов и форм деятельности и осуществление этой деятельности в любой допускаемой законом форме;
• свобода потребительского выбора. Она имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпринимательства производна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хозяйство отличает суверенитет потребителя. Именно потребитель решает, что должны производить предприятия;
• саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования. Неэффективные предприятия в условиях конкуренции, имманентно присущей рыночной экономике, разоряются и удаляются с рынка;
• всеобщность рынка. Она означает проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике существуют объекты, которые представляют собой народное достояние, находятся в государственной собственности и не могут быть проданы;
• договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Отношения между последними устанавливаются нс государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. При этом договор – это не только юридически оформленный документ, но практически любое экономическое действие, которое предлагает соблюдение сторонами определенных условий. Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения;
• экономическая ответственность. Она возникает и становится действительной в условиях господства частной собственности.
• конкуренция, состязательность. Они объективно порождаются свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей, приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно тс товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным ;
• особая рыночная инфраструктура. В нее входят предприятия и учреждения, которые связывают покупателя и продавца: банки, биржи, предприятия оптовой торговли, страховые компании, рекламные, информационные агентства, консалтинговые, сервисные фирмы и т.п.;
• свободное ценообразование. В рыночной экономике цены формируются на основе взаимного соглашения покупателя и продавца, на основе соотношения спроса и предложения.
Цена в рыночной экономике является важнейшим инструментом, посредством которого рынок выполняет свои основные функции:
• обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества;
• согласовывает интересы продавца и покупателя;
• информирует продавца и покупателя о состоянии рынка, дефицитности или излишке данного товара, побуждая их к соответствующим действиям;
• выполняет принудительную функцию, предписывая экономическим субъектам определенную линию поведения.
К преимуществам рыночной экономики по сравнению с плановой (командной) следует отнести;
См. Объяснение
Объяснение:
№ 1.
1) Численность промышленно-производственного персонала в базовом периоде (году):
1570 – 95 = 1475 тыс. чел.,
из них рабочих:
1475 ∙ 64 : 100 = 944 тыс. чел.
2) Производительность труда:
а) в базовом периоде:
492 000 000 : 1 475 000 = 333,56
б) в планируемом году:
333,56 ∙ (1 + 4,9/100) = 333,56 ∙ 1,049 = 349,90
3) Объём валовой продукции в планируемом году:
492 ∙ (1 + 5,7/100) = 492 ∙ 1,057 = 520 млн.
4) Численность промышленно-производственного персонала в планируемом году:
520 000 000 : 349,90 = 1 486 139 чел.
5) Численность рабочих в планируемом году:
1 486 139 ∙ 64 : 100 = 951 129 чел.
Примечание.
Планируемый прирост численности рабочих в отрасли в планируемом году составит:
951 129 – 944 000 = 7 129 чел.
№ 2.
Абсолютные показатели.
1) Оборот по приёму = 40 чел.
2) Оборот по увольнению = 70 чел.
3) Общий оборот рабочей силы = 40 + 70 = 110 чел.
Относительные показатели.
Предварительные расчеты:
а) численность на конец года:
Ч кг = Ч нг + П - У = 358 + 40 - 70 = 328 чел.
б) среднесписочная численность:
Ч сс = (Ч нг + Ч кг) : 2 = (358 + 328) : 2 = 343 чел.
1) Коэффициент оборота по приёму:
К пп = (П : Ч сс) · 100 = 40 : 343 · 100 = 11,66 %.
2) Коэффициент оборота по выбытию:
К вп = (У : Ч сс) · 100 = 70 : 343 · 100 = 20,41 %.
3) Коэффициент текучести:
К тек = ((Усж + У прогулы) : Ч сс)) · 100 = (5+43) : 343 · 100 = 13,99 %.
4) Коэффициент замещения - рассчитывается двумя методами:
а) методом минимального замещения:
К' зам = min {Кпп; Квп} = min {11,66 %; 20,41%} => 11,66 %
б) сальдовым методом:
К'' зам = ((П - У) : Ч сс) · 100 = (40 - 70) : 343 · 100 = - 8,75 %
Для целей стабилизации показателей, предприятия разрабатывают программы социального развития, в которых предусматривают меры, направленные на закрепление кадров. К ним относятся:
а) улучшение условий труда;
б) социальные гарантии для рабочих с тяжёлыми и вредными условиями труда (так как не всегда есть возможность улучшить условия труда).
Кроме того, предприятия постоянно совершенствуют проводимую ими кадровую политику: совершенствуют методы отбора персонала при приёме на работу; разрабатывают карьерограммы для молодых специалистов; проводят обучение рабочих новым специальностям, осуществляют развитие персонала и т.д.
Объём средств, направляемых на оба направления, зависит от эффективности работы предприятия. Как правило, 60 % чистой прибыли направляется на развитие производства, а 40 % - на социальное развитие и материальное поощрение работников.
Так, например, при объёме выпуска 230 тыс. грн и уровне рентабельности 15 %, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (после уплаты налогов и прочих выплат из прибыли), может составить ориентировочно 10 %, т.е. 23 тыс. грн, из которых, по решению собственника, на указанные выше цели может быть направлено ориентировочно до 23 · 0,4 = 9,2 тыс. грн.
Эффективность инвестиций в персонал оценивается методом дисконтирования денежных потоков, при использовании которого соотносятся затраты предприятия на наём персонала (объявления, тестирование при приёме, собеседования и т.д.), его обучение, адаптацию (от 3 до 6 месяцев, а для молодых специалистов - до 2-х лет), с одной стороны, с теми дополнительными денежными потоками, с той отдачей, которую даёт каждый работник, и которая измеряется производительностью труда, а также чистой прибылью на одного работника. Как показывает мировая практика, инвестиции в персонал окупаются в течение 5-6 лет, поэтому приоритетными в программах социального развития должны быть долговременные мероприятия, как, например, в Японии, где с работником заключается договор на 30 лет, и в этом договоре прописываются такие социальные гарантии, как медицинское обслуживание работника и членов его семьи; компенсации процентов по ипотеке; частичная оплата стоимости обучения детей работника в университете и другие.
№ 3.
1) 2650 + 320 = 2970 - количество изделий в планируемом году.
2) 262 · (2970/2650) - 7 = 286,6 ≈ 287 чел.
№ 4.
1) 220 000 : 120 = 1833,33 грн - производительность труда в отчетном году.
2) 1833,33 + 55 = 1888,33 грн - производительность труда в планируемом году;
3) 220 000 + 1500 = 221 500 грн - объём производства в плановом году;
4) 221 500 : 1888,33 = 117,3 ≈ 117 чел. - плановая численность промышленно-производственного персонала предприятия.