Компания – производитель мебели посчитала, что в зимнее время года существенно увеличивается количество ДТП с участием водителей компании, доставляющих материалы. Это регулярно приводит к срывам производственных планов в связи с задержками доставок и порчей груза. Какая из нижеперечисленных мер в данной ситуации является наименее предпочтительной, если компания не хотела бы снижать объёмы производства и поставок мебели?
скорректировать производственные планы в сторону уменьшения поставок в зимнее время с учётом риска срыва поставок из-за ДТП
отказаться от собственного автопарка и заказывать доставку у внешних организаций
застраховать автомобили и грузы в страховой компании
заменить часть автопарка новыми автомобилями, что снизит количество возможных ДТП
1. Предмет и метод экономической теории.
Эк.Т - наука о системах эк. отношений в обществе. Предметом эк.Т явл. эк. отношения обществе. Метод – сов-ть приемов принципов, с кот. определяются пути достижения целей. Методология - общий подход к изучению эк. явлений, система методов и приемов анализа при определенном философском подходе. Методы эк.Т: позитивный, норматив-ный, систематизация факторов, метод восхождения от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению, эксперимент и др. ЭкТ служит общей основой для ряда эк. наук, кот. подразделяются на конкретные (экономика пром-ти и с/х, экономика предприятий, нац. экономика), функциональные (финансы, кредит), информационно-аналитические (статистика, эк. модели-рование) и исторические (история нар. хоз-ва, история эк. мысли). ЭкТ имеет свои специфические методы и подходы к анализу эк. явлений и закономерно-стей, однако наиболее общие из них пришли из философии и различных философских школ. ЭкТ взаимосвязана и с психологией: личностной и общественной (социальной). ЭкТ довольно широко использует психологиче-ские закономерности. Взаимосвязь эк.Т с этикой: моральный элемент присутствует при определении индивидуальных и общественных потребно-стей, интересов и стимулов; существует этика предпринимательства.
Данный термин был впервые введен американским экономистом Р. Коузом в своем труде «Природа фирмы» в 1937 г., впоследствии ставшего лауреатом Нобелевской премии по экономике именно за изучение трансакционных издержек в 1991 году.
Существует несколько видов трансакционных издержек. Перечислим важнейшие из них.
Издержки поиска информации. Имеются в виду, прежде всего издержки, связанные с поиском контрагентов хозяйственных и прочих сделок, а также поиск максимально выгодных условий, в отношении цены, купли-продажи. Перед тем как заключить нужную сделку, экономический агент собирает необходимую для него информацию о контрагенте (например, страховая компания, перед тем как застраховать вашу жизнь, потребует от вас множество справок о состоянии вашего здоровья, а также обязательно проверит их достоверность). Цены на одинаковое благо могут существенно отличаться на разных рынках, и каждый из нас знает то, что люди с более низкими доходами, прежде чем купить необходимый товар, сначала обойдут несколько магазинов и рынков в поисках низкой цены.
Издержки заключения хозяйственного договора (контракта). Чтобы заключить необходимое соглашение между сторонами, требуются затраты денег и времени. Например, вы собираетесь опубликовать написанный вами детективный роман. Вам потребуется знающий агент, который будет вести все нужные переговоры с издателем, поэтому потребуются денежные средства для оплаты услуг агента. Сами переговоры займут некоторое время. И наконец, подписание долгожданного договора, а также дружеский ужин с издателем тоже будут являться трансакционными издержками заключения контракта.
Издержки измерения. Все блага обладают различными свойствами, которые приносят полезность их обладателю. Например, вы собираетесь купить шубу. Перед тем как совершить покупку, вам необходимо убедиться в качестве меха, окраски, пошива и пр. Придирчивый покупатель перед выбором будет мять мех, встряхивать шубу, пытаться выдернуть ворс и может быть даже нюхать для того чтобы определить качество выделки. В данном случае издержки измерения затрудняют покупку для тех, кто не обладает знаниями о товаре. Минимизирует издержки измерения такое свойство как торговая марка (бренд) какой-либо известной фирмы, но и в данном случае ни