На примере русской народной сказки решите ситуацию! Испекла бабка колобок… Знакомая история, не правда ли? Но в отличие от сказки, колобка
съел дед, а бабке понравилось печь, она налепила много колобков и понесла их
на базар. Покупатели в момент раскупили колобков, поскольку все остальные
продавцы предлагали привычные булочки и пирожки. Довольная бабка пришла
домой с деньгами и на следующий день испекла еще больше колобков. Но,
придя с ними на базар, старушка обнаружила, что еще три соседки по прилавку
за ночь освоили технологию и тоже выставили на продажу колобков.
Через неделю половина рыночных торговок отказалась от приготовления
булочек, и переключилась на колобков. Но покупатели уже привыкли к
колобкам и покупали их не так охотно, как в первый день. Тогда хозяйки
проявили изобретательность: одни стали посыпать колобков маком, другие корицей, третьи – сахарной пудрой. Вкусы покупателей разделились, каждый
мог выбрать тот сорт колобков, который ему по душе.
Через месяц колобки разных видов присутствовали в ассортименте у всех
торговок наравне с булочками и пирожками.
Вопрос: как изменялась рыночная ситуация в течение месяца?
(Чтобы ответить на данный вопрос, Вы должны повторить 4 типа рынков:
"Рынок чистой конкуренции", "Рынок монополистической конкуренции",
"Рынок олигополистической конкуренции", "Рынок чистой монополии")
1) На начальном этапе бабка была единственным продавцом колобков на рынке. Это можно сравнить с рынком чистой монополии, где только один продавец контролирует предложение товара. Так как покупатели были уставшими от привычных булочек и пирожков, они охотно приобретали колобки.
2) Однако, когда соседки по прилавку узнали о успехе бабки, они также начали продавать колобки. Это подобно рынку олигополистической конкуренции, где несколько продавцов контролируют рынок. Таким образом, предложение колобков значительно возросло, но спрос оставался стабильным.
3) Постепенно, половина продавцов булочек переключилась на приготовление колобков, что можно сравнить с рынком монополистической конкуренции. В этом типе рынка есть множество продавцов, предлагающих продукты, но они имеют некоторое уникальное отличие. В данном случае, продавцы колобков стали добавлять различные ингредиенты, чтобы привлечь покупателей. Это привело к разделению вкусов покупателей и появлению разных видов колобков.
4) В результате, на рынке появилось большое количество продавцов, предлагающих колобки, булочки и пирожки наравне. Это можно сравнить с рынком чистой конкуренции, где есть множество продавцов, предлагающих однородные продукты.
Таким образом, в течение месяца рыночная ситуация изначально была характеризована монополией одного продавца, затем переходила в олигополию с появлением нескольких конкурентов и в конечном итоге стала представлять рынок монополистической и чистой конкуренции с разнообразным предложением и выбором для покупателей.