Объясните, какие свойства, необходимые для обеспечения потребительских предпочтений, нарушаются (или не нарушаются) в каждой из следующих ситуаций:
а) иван иванович предпочитает один килограмм говядины одному килограмму мяса цыпленка, а один килограмм мяса цыпленка – двум килограммам этого же мяса.
б) иван иванович предпочитает один килограмм говядины одному килограмму мяса цыпленка, а один килограмм мяса цыпленка – двум килограммам свинины.
в) кривая безразличия иван ивановича такова, что он готов отказаться от одного килограмма говядины, чтобы получить первый килограмм мяса цыпленка, и готов отказаться еще от двух килограммов говядины, чтобы получить второй килограмм мяса цыпленка.
г) иван иванович не знает, что для него лучше – один килограмм мяса цыпленка или один килограмм говядины.
д) иван ивановичу все равно, получить ли один килограмм мяса цыпленка или один килограмм мяса говядины.
е) иван иванович предпочитает один килограмм говядины одному килограмму мяса цыпленка, а один килограмм мяса цыпленка – двум килограммам свинины, а два килограмма свинины – одному килограмму говядины.
В число свободных благ входит часть возобновляемых ресурсов, например воздух, вода, солнечный свет.
Экономические блага — блага, доступный объем которых меньше потребности в них. Такие блага относительно ограниченны и поэтому имеют цену. В число экономических благ входят все невозобновляемые ресурсы и часть возобновляемых ресурсов. Например, свежий воздух и чистая вода уже не бесплатны: за свежим воздухом надо ехать за город и нести расходы на поездку, а чистую воду — покупать в бутылке.
Экономические блага надо производить, оплачивать и, поскольку они ограниченны, создавать механизмы их распределения между людьми. Производство, распределение и потребление экономических благ составляют экономический процесс
Создание максимально крупных предприятий являлось средством снижения средних затрат на производство и исключением конкуренции в условиях планово-командной экономики.
Была запущенность всех секторов экономики, которые должны были бы удовлетворять нужды граждан: это сельское хозяйство, производство потребительских товаров, служба быта, жилищное строительство, медицина, сфера досуга и т. д. Десятилетиями людям платили мизерную зарплату, а все доходы государство вкладывало в армию и оборонные предприятия. Гигантские предприятия превращались в организацию жизни граждан: в СССР доля предприятий с численностью занятых в них свыше 1000 человек в 1987 г. составляла 74%. Был очень низкий уровень качества продукции и расточительное использование всех ресурсов, порожденные отсутствием конкуренции. По уровню производительности труда Россия сейчас находится лишь на 37-м месте в мире. Неразвитость многих важнейших экономических механизмов приходится сегодня создавать практически с нуля (банковская система, система торговли, рынок ценных бумаг и т. д.). Все это усугублялось ликвидацией частной собственности, повсеместной заменой собственностью государства.
В итоге родилось уникальное социально-экономическое устройство советской экономики, доставшееся России по наследству после распада СССР. В этом устройстве государство играло основную роль при решении практически любых задач в жизни как предприятия, так и отдельного гражданина, т.к. государственные чиновники распоряжались всеми типами ресурсов и благ, а все люди работали на единственного работодателя — государство. По состоянию на ноябрь 2000 г. почти 70 тыс. предприятий имели неплатежи, общая сумма таких неплатежей составила 34,6% по отношению к валовому внутреннему продукту всей страны (против 19,5% в 1994 г.). Такое устройство российского «рынка» стало возможным потому, что директора российских предприятий уже в 1992 г. сообразили: если долги есть у отдельных предприятий, то это вина самого предприятия. Но если долги есть у всех, и огромные, то это проблема государства. И пусть государство само ее и решает! Подобная экономическая логика оказалась возможной потому, что в 1992 г. все предприятия в стране были государственными и потому никакое банкротство им не угрожало. Ведь банкротство — это разорение собственника фирмы, а как государство-собственник могло объявить о банкротстве ему же принадлежащего предприятия? И потому государство было вынуждено отступить под давлением директоров предприятий и провести так называемый «взаимозачет неплатежей». До сих пор не работает как следует механизм банкротства, а экономические результаты приватизации оказались куда меньше, чем ожидалось. Но если Россия сохранит взятый курс, то постепенно ситуация начнет улучшаться.